1.2 Сущность профилактики
Основной задачей борьбы с социальными болезнями у подростков является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни.
Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и всемерное укрепление здоровья [8, с.28].
На современном этапе профилактика представляет собой систему комплексных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья людей. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезней. Вторичная профилактика подразумевает меры по задержанию развития болезни. Третичная профилактика ставит целью предотвращение инвалидности путем реабилитационных мер [1, с.76].
Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, которая является наиболее массовой и эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияний условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния провоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.
Предложено также иное разделение профилактики на первичную, вторичную и третичную в зависимости от поля деятельности. К первичной профилактике относят все, что адресовано ко всему населению (от системы запретов и наказаний до санитарного просвещения), вторичная профилактика направлена на выявление групп риска, а третичная - непосредственно на злоупотребляющих лиц. Одной из важнейших проблем профилактики является консолидация усилий ведомств и учреждений, так или иначе имеющих к ней отношение.
В этой связи необходимо прояснить позиции участников профилактического процесса. Во-первых, это организации, которые объединяются под руководством одного курирующего ведомства. Выделение главного элемента в профилактической структуре позволяет оптимизировать деятельность всей системы, четко определить объем и направление усилий, сформулировать ожидаемые результаты, выделить ответственных на отдельных этапах. Целесообразным будет создание нового органа, который возложит на себя подобные функции и сможет объективно проанализировать возможности каждой подведомственной организации в реализации профилактической программы, скорректировать ее для различных возрастных и социальных групп [7, c.124].
Во-вторых, это собственно те, на кого направлены профилактические мероприятия, т.е. население в широком смысле слова. Ответственное отношение организаторов профилактики к своим действиям позволит сформировать подобное отношение у участников профилактики, которое обеспечит оптимальный уровень мотивации и исключит потребительское отношение к проводимым мероприятиям. Взаимная заинтересованность обеих сторон в процессе дает право рассчитывать на больший результат.
Таким образом, вышеупомянутые социальные болезни наносят непоправимый вред здоровью подростков, так как именно в подростковом возрасте велик соблазн все попробовать самому. Не зря наркоманию, алкоголизм, табакокурение и токсикоманию называют "болезнями века". Учеными доказано, что возникновение пагубных пристрастий напрямую связано с социальной незащищенностью подростков: неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие возможности занять себя чем-то полезным в свободное от учебы время, конфликты в семье и др. Для профилактики социальных болезней у подростков разработана система профилактических мероприятий.
- Введение
- Глава 1. Социальные болезни
- 1.1 Характеристика социальных болезней (наркомания, табакокурение, алкоголизм, токсикомания)
- 1.2 Сущность профилактики
- Глава 2. Профилактика социальных болезней у подростков
- 2.1 Система профилактических мероприятий
- 2.2 Апробация системы профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития социальных болезней у подростков
- Заключение
- 2.1 Модель и программа работы социального педагога по профилактике отклонений в поведении подростков.
- Профилактика алкоголизма у подростков.
- Тема 22. Технология социально – педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образовательных учреждениях.
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- 32.Суицид как форма социальной патологии: технологии профилактики суицида в подростковой и молодежной среде
- 8.3. Профилактика девиантного поведения подростков
- 34 Профилактика в социальной работе. Виды профилактики.