logo search
Концептуальные основы молодёжной политики города Челябинска: содержание и механизмы

1.2 Основные направления государственной молодежной политики

Современная молодёжная политика как явление имеет своё отражение в Стратегии Государственной молодёжной политики (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р). Данный документ включает в себя цели, принципы и механизмы реализации основных приоритетных направлений молодёжной политики, которые прописаны в данном акте [1].

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека [6].

Эффективная государственная молодежная политика -- один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

ГМП проводится в отношении:

- граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

- иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

- молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 35-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 35-летнего возраста;

- молодежных объединений [1].

Государственная молодежная политика осуществляется:

1) государственными органами и их должностными лицами;

2) молодежными объединениями, их ассоциациями;

3) молодыми гражданами [1].

Стратегия ГМП призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Современная Стратегия ГМП рассчитана на десять лет и предполагает достижение своей цели к 2016 году. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики может быть основан только на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России, выявленных на основании анализа официальных отчетов и документов. Кроме того, стратегия государственной молодежной политики должна учитывать и предвосхищать изменения, происходящие в сфере организации жизнедеятельности российского общества и государства. Важнейшее из грядущих изменений - переход к самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом стать основой общества будущего [9. 56 с.].

В то же время традиционная система образования и воспитания, как и государственная молодежная политика и общественные организации, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России, призванная сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.

С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.

Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10--25 летним повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения), по прогнозу Росстата, возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек [6. 164-165 с.].

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.