11.Культурная антропология. Структурный функционализм в культурной антропологии.
Культурная (социальная, социально-культурная) антропология – это наука, изучающая культуру и структуру первобытных, традиционных и современных обществ.
Теоретическую концепцию одного из основателей британского социальной антропологии А.Р. Рэдклифф-Брауна (1881-1955) справедливо относят к числу функционалистских, однако его функционализм особый, структуралистский. Основу учения Рэдклифф- Брауна составляют две идеи: идея функционального подхода к пониманию культуры и социальной структуры и идея структурализма. Британский ученый сближает социальную антропологию с социологией, обращая внимание на такие явления, как социальная структура, социальные отношения, социальная личность и др. При этом специфика антропологического подхода к изучаемым явлениям не утрачивается.
Функционализм учения Рэдклифф-Брауна проявляется в том, что культура в его работах рассматривается как интегрированная функционирующая система. «Функциональный метод интерпретации, – отмечает А.Р.Рэдклифф-Браун, – зиждется на допущении, что культура представляет собой интегрированную систему. В жизни конкретного сообщества каждый элемент культуры играет особую роль, выполняет свою специфическую функцию. Определение этой функции является задачей той науки, которую можно было бы назвать «социальной физиологией». В основе данного метода лежит постулат, согласно которому существуют общие «физиологические», или функциональные законы, истинные для всех человеческих обществ, для всех культур. Функциональный метод имеет целью открыть эти общие законы и объяснить с их помощью каждый конкретный элемент той или иной культуры»[1]. Социальная антропология, если она хочет помочь в решении практических проблем управления и образования, должна отказаться от попыток угадать историческое прошлое и посвятить себя функциональному исследованию культуры. Функционалистский подход Рэдклифф-Брауна проявляется не только в понимании культуры, но и социальной структуры. Исследователь отмечает, что применительно к социальным системам и их теоретическому осмыслению один из вариантов употребления понятия «функция» совпадает с его научным значением в физиологии. Оно может быть использовано для указания на взаимосвязь между социальной структурой и процессом общественной жизни. Рэдклифф-Браун размышляет над функциями таких явлений и институтов, как наказание запреступление, религия, институт авункулата и др.[2]
Различение исторического и функционального методов позволяет Рэдклифф-Брауну провести разграничение между этнологией, социальной антропологией и этнографией. Этнология, по его мнению, реализует исторический метод. Его суть заключается в том, что он дает интерпретацию конкретного института или комплекса институтов, прослеживая этапы его развития и выявляя по мере возможности конкретные причины или события, вызвавшие каждое из происшедших с ним изменений. Применительно к культуре нецивилизованных народов использование этого метода состоит в том, чтобы произвести гипотетическую реконструкцию истории этих племе н на основе свидетельств косвенного характера. Этнология представляет собой такую гипотетическую историю. Социальная антропология в отличие от этнологии использует, в первую очередь, индуктивный (или функциональный) метод. По своим целям и технологии индуктивный (функциональный) метод сходен с естественными, или индуктивными науками. Термин «социальная антропология» Рэдклифф-Браун предлагает применять для обозначения той дисциплины, которая пытается сформулировать общие законы, лежащие в основе феноменов культуры. Понятие «этнография» означает, по его мнению, наблюдение и описание феноменов культуры, или цивилизации, особенно у неразвитых народов [3].
Анализируя методы социальной антропологии, Рэдклифф-Браун опирается на идеи неокантианства: он различает идеографические изыскания и номотетические. Целью первых, по его мнению, является установление в качестве приемлемого частного, или фактического положения, а цель второго – выработка в качестве приемлемого некого общего положения. Исходя из такого разделения научных исследований, историю, а вместе с ней и этнографию он относит к идеографическим наукам, а социологию и социальную антропологию – к номотетическим. «Сравнительная социология, отраслью которой является социальная антропология, – пишет Рэдклифф-Браун, – рассматривается здесь как теоретическое, или номотетическое исследование, цель которого – достижение приемлемых обобщений» [4]. Мысль Рэдклифф-Брауна о том, что целью социальной антропологии является достижение приемлемых обобщений, не является случайной. Это одно из принципиальных положений его концепции, с которым связано понимание социальной антропологии как сравнительного теоретического изучения форм социальной жизни у примитивных народов.
Структуралистский подход в учении Рэдклифф-Брауна проявляется в повышенном внимании к таким явлениям, как социальный процесс, социальная реальность, социальные отношения, социальная структура и т.п. Во введении к сборнику статей «Структура и функция в примитивном обществе», опубликованному в 1952 г., Рэдклифф-Браун ведет речь о социальном процессе или социальной реальности как объекте социальной антропологии. В работе отмечается, что реальность, с которой имеет дело социальный антрополог при наблюдении, описании, сравнении и классификации, – это процесс общественной жизни. «Единицей исследования, – пишет Рэдклифф-Браун, – является общественная жизнь в неком определенном регионе Земли в течение определенного периода. Сам по себе процесс состоит из бесконечного множества действий и взаимодействий людей, осуществляемых индивидуально, в кооперации или группами» [5]. Все виды объективной реальности рассматриваются Рэдклифф-Брауном как системы. Атом, молекула, организм, общество – все это системы. Свойства и качества любой системы определяются составляющими ее элементами и отношениями между ними. В качестве элементов социальной системы он рассматривает человеческие существа и отношения между ними (социальные отношения).
Важное место в концепции Рэдклифф-Брауна занимает понятие «социальная структура». С понятием «социальная структура» в концепции Рэдклиффа-Брауна тесно связано понятие «социальная личность», подразумевающее позицию, которую занимает индивид в социальной структуре. Человеческое существо как личность, по мнению исследователя, есть комплекс социальных отношений. Это гражданин Англии, муж, отец, каменщик, член определенной конгрегации методистов, избиратель определенного округа и т.п. Каждая из таких характеристик связана с социальными отношениями, или с позицией в социальной структуре.
Из понимания социальной структуры как предмета социальной антропологии Рэдклифф-Браун выводит методы, при помощи которых она должна изучаться. При этом различаются морфологическое изучение структурных систем и физиологическое. В задачи морфологического изучения входят определение, сравнение и классификация различных структурных систем. Задачами физиологического изучения является изучение механизмов, поддерживающих существование сети социальных связей. Одним из новых моментов в концепции Рэдклифф-Брауна, по сравнению с представителями эволюционизма, было обоснование необходимости для социального антрополога полевых исследований. Работа по добыванию эмпирических данных и теоретическая работа, по его мнению, должны быть соединены. Это положение было не случайным: оно вытекало из общего подхода британского антрополога к исследованию культуры и социальной структуры. В трудах Рэдклифф-Брауна отмечается практическая ценность социальной антропологии, подчеркивается, что она может помочь в решении проблемы взаимоотношений между расами в стране. Структурный функционализм Рэдклифф-Брауна неоднократно подвергался критике. Его критиковали за трюизм в понимании функций, за проведение резкой грани между причинно-следственными и синхронно-функциональными связями, за абсолютизацию значения синхронно-функционального анализа, за сведение задач функционального анализа к изучению лишь интегративных функций социальных явлений, за слабые стороны полевой работы и т.д.[11] Вместе с тем, несмотря на критику, концепция Рэдклифф-Брауна по-прежнему привлекает внимание исследователей.
- 1.Предмет культурологии. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.
- 2.Понятие «культура». Его формирование и философское осмысление.
- 3.Структура культуры, ее основные компоненты. Морфология культуры.
- 4.Функции культуры. Типология культуры.
- 5.Материальная и духовная культура: проблема взаимодействия и взаимосвязи.
- 6.Понятие культурогенеза. Основные концепции происхождения культуры.
- 7.Зарождение культурологической мысли в интеллектуальной традиции Античности и Средневековья.
- 8.Проблемы культуры в Новое время (картезианство, Просвещение, немецкая классическая философия). Классическая модель культуры
- 9.Проблема культуры в теории локальных цивилизаций.
- 10.Проблема культуры в трудах мыслителей школы «философии жизни».
- 11.Культурная антропология. Структурный функционализм в культурной антропологии.
- 12.Психоаналитическая концепция культуры.
- 13.Игровая концепция культуры.
- 14.Теория «Осевого времени» к. Ясперса.
- 15.К. Маркс о культуре.
- 16.Взаимоотношение религии и культуры в истории человечества. Сущность и основные функции религии.
- 18. Христианство и культура.
- 19. Ислам и культура.
- 20.Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 21.Восточная и западная цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.
- 22.Культурные объекты. Понятие артефакта.
- 23.Кровнородственный тип культуры.
- 24.Этнический и национальный типы культуры.
- 25.Конфессиональный тип культуры.
- 26.Профессиональный и социально-сословный типы культуры.
- 27.Проблема глобализации и сущность массовой культуры.
- 28.Социализация и инкультурация личности.
- 29.Культурная политика. Культурные институты.
- 30.Система образования в контексте инкультурации личности.
- 31.Формы духовного постижения мира: мифология, религия.
- 32.Формы духовного постижения мира: искусство, наука.
- 33.Культурные нормы, обычаи и традиции. Культурная компетентность.
- 34.Личность и культура. Культурная картина мира.
- 35.Образ жизни. Проблема ментальности.
- 37.Культурные явления и культурная динамика. Продуктивные и репродуктивные процессы в культурном творчестве.
- 38.Духовная и материальная культура Допетровской России.
- 39.Духовная и материальная культура России в 18-19 вв.