logo
otvety_po_kulturologii

22.Культурные объекты. Понятие артефакта.

Прогуливаясь по тихим и таинственным коридорам музеев, мы погружаемся в загадочный мир истории и культуры прошлых времён. Знаменитый Фестский терракотовый диск – удивительная находка древнейшей письменности… Какой культуре она принадлежит? Маленький обрывок бумаги, исписанный незамысловатым почерком – записка Николая II в последние дни своей жизни… Кому он её написал, о чём попросил? Вся история, которую мы не помним, о которой забыли и хотели бы знать – сокрыта в этих артефактах. Артефакт представляет собой некий древний предмет, созданный искусственно и несущий в себе глубокий смыл и отражение культуры одной из прошлых эпох. Археологи, историки, деятели культуры безмерно ценят и бережно хранят все найденные когда-либо артефакты. Каждый из них отражает событие, факт истории либо особенности жизни того или иного народа. Всё это позволяет нам изучить, понять и проследить уникальную историю человечества от самого возникновения и по сей день.

Понятие артефакт существует практически во всех областях человеческой деятельности и несёт в себе определённую, отличную от остальных, смысловую нагрузку. К примеру, вот несколько иных определений:

артефакт – это результат любого эксперимента, причиной которого стали какие-либо дефекты методологии, субъективное влияние либо сами средства для проведения эксперимента; 

артефакт – это не ожидаемая и нежелательная особенность полученного изображения в компьютерной графике (искажение цветов, ломаные линии и т.п.); 

артефакт – это случайно созданные элементы, присутствующие на документе и делающие его особенным, отличным от других (посторонние шумы аудиозаписи, пятна на бумаге и т.п.). 

Иными словами, понятие артефакта в разрезе культуры и археологии является ключевым. И такие свойства, как уникальность и глубина успешно проникли во все сферы.

Поскольку артефакт создается в условиях или при обстоятельствах, практически никогда не тождественных тем, при которых порождалась исходная форма, то и всякий артефакт никогда не бывает абсолютно аналогичен воплощаемой им культурной форме, а воспроизводит ее более или менее вариативно настолько, насколько условия его реализации отличаются от условий генезиса этой формы. Это тем более очевидно,когда речь идет не о материальном воспроизводстве, а об описании и интерпретативной оценке подобной формы. При этом артефакты обрядов, ритуалов и иных церемониальных, этикетных и прочих высоконормативных и процедурных форм поведения, как правило, преследуют цель максимально точного репродуцирования своего нормативного образца, что реализуется с известной мерой условности. Тем не менее, корпус артефактов в культурах архаического и традиционного типа в целом отличается сравнительно меньшей вариативностью по отношению к ис-ходным формам, нежели в культурах индустриального и постиндустриального типа. Воплощение культурной формы в артефактах может продолжаться на протяжении длительного времени (столетиями в доиндустриальную эпоху и даже тысячелетиями в архаическую), и со временем новые артефакты все сильнее отличаются своими чертами и символикой от исходной формы. Классический пример: трансформация смыслового содержания всякого слова за века его употребления

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4