32.Формы духовного постижения мира: искусство, наука.
В поисках смысла и сути жизни человека, его нравственной опоры рука об руку с мифологией и религией идет искусство - как форма художественного отражения окружающей действительности. В искусстве, как ни в одном другом виде творчества, причудливо переплелись духовное и материальное, рациональное, иррациональное и трансцендентное, логическое и нелогическое, объективное и субъективное. И в этом глубокая родственная связь между искусством, художественной литературой и гуманитарными науками. Источником искусства как и других видов творчества древнего человека являлась природа и деятельность по ее освоению. Первобытный охотник подмечал грациозный полет птицы, ярость, страдание и страх убиваемых животных, цветовую гамму окружающего мира и пытался отразить их в примитивном рисунке. Это было не слепое копирование окружающей жизни, а ее переосмысление и воплощение в цвете, звуке, движении, ритме. Самые древние из них, найденные на стенах пещер, в которых обитали первобытные племена, насчитывают около 40 тысяч лет. По мнению психологов, именно овладение искусствами свидетельствует о высоком уровне развития абстрактного мышления. Это время и считается временем появления человека разумного - Homosapiens. Искусство более, чем другие виды творчества, связано с воображением и эмоциональностью человеческой натуры, ощущением красоты и гармонии окружающего мира. Это огромный опыт многих поколений, запечатленный в художественных произведениях, которые дают возможность человеку пережить и прочувствовать то, через что ему не довелось пройти в реальной жизни. Оно расширяет возможности человека в познании гармонии и симметрии окружающего мира, обладает великой силой и, воздействуя на психику человека, пробуждает его интуицию, творчество, облагораживает, поддерживает его устремления к добру и способствует проявлению лучших человеческих качеств. В нем человек познает мир через художественный образ - через собственное чувственное восприятие и восприятие других людей, миропонимание и осмысление. Художественный образ несет в себе целостное духовное содержание, в котором воедино слиты эмоциональное и интеллектуальное, передает людям определенные ценностные представления, эстетические идеи и идеалы, воздействует одновременно на мысли, волю и чувства людей. В процессе становления цивилизации сформировалась особая область человеческой деятельности - наука,которая являясь одним из компонентов культуры, выступает способом получения объективных знаний о мире и человеке, осуществляя одну из важнейших функций культуры - познавательную. В отличии от мифологии и религии, она не пытается отвечать на вопрос: кто сотворил этот мир. Главные ее вопросы: из чего все произошло, как и почему так происходит. Ответы на них она дает, основываясь на объективном знании о явлениях и процессах окружающего мира.Наука, как и любая система, имеет определенную структуру и выполняет специфические функции в жизни общества и, прежде всего: познавательную, мировоззренческую, преобразующую, общекультурную. Ее первые ростки зародились около двух с половиной тысяч лет назад в недрах античной натурфилософии - способа получения объективных знаний о мире на основе логики и доказательства. Античные ученые разработали метод исследования, который получил название - диалектика (греч. dialektike -искусство вести спор; метод познания явлений действительности в их развитии через разрешение противоречий) - учения о способах доказательства и опровержения. Его развитие привело к появлению новых логических и аналитических средств получения и обработки информации и формированиюлогико-понятийного мышления. Систематизация получаемых таким способом знаний позволила создать первые научные картины мира. В процессе культурно-исторического развития наука становится неотъемлемой частью жизни общества. Новые понятия и термины: пантеизм, гуманистический, природоцентрический, интуиция, эзотерический, иррациональный, трансцендентный, диалектика. Ведущие идеи: - мифология, религия, искусство, наука - разные способы постижения окружающего мира; - их особенности, принципиальные различия и взаимосвязь; - индивидуальный образ мира как синтез разных форм его освоения
- 1.Предмет культурологии. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.
- 2.Понятие «культура». Его формирование и философское осмысление.
- 3.Структура культуры, ее основные компоненты. Морфология культуры.
- 4.Функции культуры. Типология культуры.
- 5.Материальная и духовная культура: проблема взаимодействия и взаимосвязи.
- 6.Понятие культурогенеза. Основные концепции происхождения культуры.
- 7.Зарождение культурологической мысли в интеллектуальной традиции Античности и Средневековья.
- 8.Проблемы культуры в Новое время (картезианство, Просвещение, немецкая классическая философия). Классическая модель культуры
- 9.Проблема культуры в теории локальных цивилизаций.
- 10.Проблема культуры в трудах мыслителей школы «философии жизни».
- 11.Культурная антропология. Структурный функционализм в культурной антропологии.
- 12.Психоаналитическая концепция культуры.
- 13.Игровая концепция культуры.
- 14.Теория «Осевого времени» к. Ясперса.
- 15.К. Маркс о культуре.
- 16.Взаимоотношение религии и культуры в истории человечества. Сущность и основные функции религии.
- 18. Христианство и культура.
- 19. Ислам и культура.
- 20.Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 21.Восточная и западная цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.
- 22.Культурные объекты. Понятие артефакта.
- 23.Кровнородственный тип культуры.
- 24.Этнический и национальный типы культуры.
- 25.Конфессиональный тип культуры.
- 26.Профессиональный и социально-сословный типы культуры.
- 27.Проблема глобализации и сущность массовой культуры.
- 28.Социализация и инкультурация личности.
- 29.Культурная политика. Культурные институты.
- 30.Система образования в контексте инкультурации личности.
- 31.Формы духовного постижения мира: мифология, религия.
- 32.Формы духовного постижения мира: искусство, наука.
- 33.Культурные нормы, обычаи и традиции. Культурная компетентность.
- 34.Личность и культура. Культурная картина мира.
- 35.Образ жизни. Проблема ментальности.
- 37.Культурные явления и культурная динамика. Продуктивные и репродуктивные процессы в культурном творчестве.
- 38.Духовная и материальная культура Допетровской России.
- 39.Духовная и материальная культура России в 18-19 вв.