15.К. Маркс о культуре.
Карл Маркс — самый мощный и уже непобедимый враг церкви, наиболее прочной опоры мещанства. Непобедим он потому, что его учение воспринято и воспринимается миллионами трудового народа. После Маркса книгопечатание
приобрело значение правдопечатания, — он и ученики его создали сотни книг, в которых вскрыта настоящая, ничем не прикрашенная "правда" мира, в котором безответственное, количественно ничтожное меньшинство правит жизнью сотен
миллионов, бессмысленно истощая их физическую энергию и всячески затрудняя рост энергии интеллектуальной. Пересмотрев всю историю человечества, марксизм показал "островное", изолированное положение буржуазного "прогресса" в мире трудящихся, показал нищенскую ограниченность буржуазного "просвещения" и показал ту страшную цену крови, которой оплачена и оплачивается буржуазная культура.
Первый и самый мощный из всех когда-либо живших мыслителей, Маркс показал миру грандиозное значение труда в истории культуры, показал его всепобеждающую силу и обосновал историческую необходимость власти пролетариата и революционного преобразования жизни сообразно интересам большинства, интересам трудового народа. До него об этом говорили, он — показал и незыблемо утвердил это. Он, как легендарный Моисей, открыл пред рабочим классом путь из египетского плена капитализма в "обетованную землю" — в коммунизм. Он научно обосновал революционную борьбу рабочего класса,
ставящего своей задачей экспроприировать всю массу труда, воплощённую в сокровищах культуры, созданных непосредственно предками рабочих или при неизбежном участии их энергии. Он первый догадался о том, что трёхглавый "монотеизм" христианской религии — не что иное, как олицетворение зоологического индивидуализма, освящение собственнических "гнёзд, нор и
логовищ". Марксом и учениками его создано мощное, ясное учение, которое единственно способно объединить и объединяет энергию пролетариев всех стран во единую, необоримую, творческую энергию. Что можно сказать больше этого?
На примере грандиозной работы пролетариата Союза Социалистических Республик, — работы, руководимой учениками Маркса, Энгельса и Ленина, — мы видим, как велика и непобедима вдохновляющая сила революционного учения, вызванного к жизни капитализмом для того, чтоб, уничтожив капитализм, освободить из его цепей всё трудовое человечество.
- 1.Предмет культурологии. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.
- 2.Понятие «культура». Его формирование и философское осмысление.
- 3.Структура культуры, ее основные компоненты. Морфология культуры.
- 4.Функции культуры. Типология культуры.
- 5.Материальная и духовная культура: проблема взаимодействия и взаимосвязи.
- 6.Понятие культурогенеза. Основные концепции происхождения культуры.
- 7.Зарождение культурологической мысли в интеллектуальной традиции Античности и Средневековья.
- 8.Проблемы культуры в Новое время (картезианство, Просвещение, немецкая классическая философия). Классическая модель культуры
- 9.Проблема культуры в теории локальных цивилизаций.
- 10.Проблема культуры в трудах мыслителей школы «философии жизни».
- 11.Культурная антропология. Структурный функционализм в культурной антропологии.
- 12.Психоаналитическая концепция культуры.
- 13.Игровая концепция культуры.
- 14.Теория «Осевого времени» к. Ясперса.
- 15.К. Маркс о культуре.
- 16.Взаимоотношение религии и культуры в истории человечества. Сущность и основные функции религии.
- 18. Христианство и культура.
- 19. Ислам и культура.
- 20.Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 21.Восточная и западная цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.
- 22.Культурные объекты. Понятие артефакта.
- 23.Кровнородственный тип культуры.
- 24.Этнический и национальный типы культуры.
- 25.Конфессиональный тип культуры.
- 26.Профессиональный и социально-сословный типы культуры.
- 27.Проблема глобализации и сущность массовой культуры.
- 28.Социализация и инкультурация личности.
- 29.Культурная политика. Культурные институты.
- 30.Система образования в контексте инкультурации личности.
- 31.Формы духовного постижения мира: мифология, религия.
- 32.Формы духовного постижения мира: искусство, наука.
- 33.Культурные нормы, обычаи и традиции. Культурная компетентность.
- 34.Личность и культура. Культурная картина мира.
- 35.Образ жизни. Проблема ментальности.
- 37.Культурные явления и культурная динамика. Продуктивные и репродуктивные процессы в культурном творчестве.
- 38.Духовная и материальная культура Допетровской России.
- 39.Духовная и материальная культура России в 18-19 вв.