logo search
67 Солнцева Хорош

Работа родителей по развитию речи.

На втором году жизни происходит интенсивное развитие речи ребенка. При этом понимание речи (так называемая пассивная речь) опережает развитие речи активной. Это значит, что ребенок понимает гораздо больше, чем может сказать. Это отражается на его поведении. Так, зрячий ребенок в начале второго года жизни может по просьбе взрослого дать ему или взять знакомый предмет или игрушку (“Дай машинку”, “Возьми ложку”), указать на предмет (“Где кукла?”), показать, где у куклы или мишки глазки, носик, Однако назвать эти предметы и обозначить свои действия он еще не может.

В развитии активной речи ребенка прослеживаются определенные периоды.

В первом периоде ребенок произносит “предложения”, состоящие из аморфных (неоформленных) слов-корней. Сначала все предложение заключается в одном слове-корне. Например: ки - кошка, па - упало, подними. Затем к году - году и десяти месяцам ребенок произносит предложения, состоящие из нескольких слов - слогов (“Баба - а-а” - бабушка спит и т. д.). Такие слова-слоги дополняются жестами, мимикой, опорой на конкретную ситуацию, и в совокупности с ними и составляют предложение (например, слог “пэй” в сочетании с протянутыми к маме руками может означать: “Возьми меня из кроватки”). Причем один и тот же слог может означать несколько предметов или действий. Обычно это ударный слог слова, которое обозначает этот период или действие. Так, по нашим наблюдениям, ребенок в год - год и четыре месяца обозначает слогом “ка” шкаф и кашу.

Во втором периоде развития активной речи, который продолжается с года - года и десяти месяцев до трех лет, происходит усвоение детьми грамматической структуры предложения. В этом периоде дети начинают произносить полные слова, сначала без окончаний или с неправильными окончаниями (так, “бляли” - яблоко превращается в “бляблико”). Постепенно усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов. Затем в предложении начинают употребляться служебные слова для выражения синтаксических отношений.

“К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых” *. К трем годам он может построить высказывания, не опираясь на конкретную ситуацию, правильно построить предложения. В сроках развития речи ребенка могут быть небольшие отклонения.

У слепых детей при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров “речь развивается примерно в те же сроки, что и у зрячих” **, так как глубокое нарушение или отсутствие зрения не препятствует появлению у ребенка речи.

________

* Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977, с. 12.

** Костючек Н. С. Развитие речи слепого ребенка в условиях семьи. - В кн.: Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье./Под ред. Солнцевой Л. И. и Ермакова В. П. М.: 1979, с. 12-26.

И если к трем годам у слепого ребенка отсутствует фразовая речь, это должно насторожить родителей, и ребенка следует показать специалисту.

В то же время в развитии разговорной речи слепого ребенка имеются специфические особенности.

Первой особенностью являются трудности в овладении правильным произношением и артикуляцией звуков речи. Это связано с тем, что ребенок лишен возможности наблюдать за движениями губ говорящего взрослого, за его мимикой, соответствующей определенной интонации, с которой произносится каждая фраза.

Поэтому речь слепого ребенка обычно бывает мало выразительной, невнятной, мало разборчивой. Артикуляционный аппарат (губы, язык) его бывает недостаточно подвижен. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, а также звуков эр и эл.

Второй и наиболее важной особенностью речевого развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием познавательной деятельности ребенка. Малыш лишен зрительной информации об окружающих предметах и явлениях, а информация, получаемая им с помощью осязания, слуха, и, если оно имеется, остаточного зрения еще очень скудна. Он еще не научился в достаточной мере использовать свои сохранные органы чувств. Поэтому узнаваемые им новые слова далеко не всегда имеют для него ясное значение.

Случается, что зрячие дети тоже употребляют в речи еще не понятные для них слова, но для речи слепого ребенка эта особенность становится характерной.

Однако ни в коем случае нельзя останавливать ребенка, если он употребил в речи то или иное слово формально. “Употребление слов в их неточном значении все же играет важную компенсаторную роль в речевом развитии слепого ребенка. Такие слова дают приблизительное знание о том, чего слепой ребенок не мог получить в своем чувственном опыте. На основе использования этих слов он постоянно участвует в речевом общении с окружающими, где, кроме того, усваивает и много доступных ему сведений, способствующих развитию мышления, памяти, воображения” *.

Трудности, связанные с первой особенностью развития речи слепых детей, постепенно устраняются или не являются существенными, если в воспитании ребенка использовать следующие приемы.

Обучая малыша произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом можно провести его руками по своему лицу, губам. Незрячим детям свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или действуют. Поэтому специальное внимание следует уделять обучению ребенка прикасаться к лицу легкими движениями. Объясните и покажите ему, что грубые движения приносят боль.

_________

* Костючек Н. С. Развитие речи слепого ребенка в условиях семьи.

В кн.: Воспитание ребенка с нарушением речи в семье./Под ред. Солнцевой Л. И. и Ермакова В. П. М.: 1979.

Обучению правильной артикуляции, произношению и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется.

Развитию разговорной речи детей также способствуют специальные дыхательные упражнения, в процессе которых формируется правильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как “Подуем на кашку”, “Подуем, как ветер”. Чтобы ощутить “ветер” ребенок дует на руку.

Теперь вновь обратимся ко второй особенности развития речи слепого ребенка.

Чем больше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому родители должны уделять особенно большое внимание ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осязательному обследованию предметов, развитию слухового восприятия. Об этом подробно говорится в разделе “Развитие действий с предметами”.

Здесь же следует обратить особое внимание на следующее. Установлено, что “уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук” *. Если ребенок может совершать изолированные движения пальцев (например показать один, два пальчика) - это говорящий ребенок. Напротив, если пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе, вялые и нет изолированных движений, то ребенок неговорящий.

В отношении слепого ребенка развитие тонких движений пальцев рук важно еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так же значимы, как глаза для зрячего.

Учитывая это, к развитию тонких движений пальцев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую помощь в этом могут оказать игры - потешки, такие как “Сорока-белобока”. “Пальчик-мальчик”. Взрослый произносит текст, а малыш по одному загибает или разгибает пальчики:

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

До знакомства ребенка третьего года с этой потешкой следует объяснить ему, показывая на его пальцы: “Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья”.

_____

* Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. -М.: 1973, с. 136.

Можно использовать и другую потешку о пальчиках:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Взрослый, обращаясь к нему (взяв его в руку), говорит:

- Тише, пальчик не шуми,

Братиков не разбуди.

Затем, разгибая все пальцы ребенка, весело заканчивает:

Встали пальчики. Ура!

Нам вставать уже пора **.

Знакомя ребенка второго-третьего года жизни с различными предметами, необходимо отчетливо называть их и просить ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не следует называть его сразу. Сначала надо спросить: “Что это?” - и дать одну-две минуты поманипулировать с ним. Это очень важно, так как впоследствии ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно задавать этот вопрос как взрослому, так и самому себе. Только в этом случае будет активно осуществляться познание им окружающего мира.

Выполняя действия, в которых так или иначе участвует ребенок (одевание, кормление и др.), нужно называть и комментировать каждую операцию, выполняемую родителями, и каждый предмет, с которым совершается действие. Говорить надо четко и быть немногословным, так чтобы ребенок понял, что данное слово служит для обозначения определенного предмета.

Поскольку незрячий ребенок не может наблюдать за действиями взрослого, слово приобретает особенно важное значение в овладении действиями и приобретении навыков. Поэтому слово, насколько это возможно, должно быть неразрывно с действием, с обследованием предметов. Так, посадив ребенка третьего года за стол, взрослый говорит: “Сейчас мы будем кушать. Тарелка пустая, посмотри (следует обследование тарелки). Надо налить суп.

Я сейчас возьму большую ложку (показывает) и налью его. Слышишь, как льется суп? Он горячий. Потрогай тарелку (прикасается рукой ребенка к теплой тарелке)...”. Со временем ребенку будет достаточно лишь назвать действие, чтобы он понял, о чем идет речь, и это отразится как в его высказываниях, так и в действиях (будет показывать дно пустой тарелки, называть действия, которые предстоит выполнить взрослому, и т. д.).

Нужно учить ребенка подражать различным звукам (как лает собачка, как мяукает кошка, как капает вода, как едет машина и т. д.).

__________

** Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду (пособие для воспитателя детского сада). - М.: Просвещение, 1974, с. 20.

Наряду с тем, что речь становится для ребенка средством общения, она постепенно начинает выполнять и регулирующую функцию. Это значит, что слово взрослого начинает регулировать поведение ребенка. Первыми словами-регуляторами поведения ребенка становятся слова “можно”, “нельзя”, глаголы в форме повелительного наклонения типа “ешь”, “иди” и т. д.

На втором году жизни, с появлением первых слов в активной речи ребенка, нужно начинать учить его выполнять простейшие движения по просьбе взрослого: протягивать предмет, который он держит в руках, при слове <дай> и, что труднее, учить протягивать руки к взрослому при словах “на”, “возьми”. При словах “иди ко мне на ручки” ребенок начинает протягивать руки к взрослому, ориентируясь на звук его голоса.

На третьем году жизни, с развитием фразовой речи, ребенок становится способен выполнять простейшие поручения: “Подойди ко мне”, “Положи куклу...” К этому времени он уже ходит и способен на элементарные практические действия.

Для развития речи и мышления ребенка полезны поручения, выполнение которых требует понимания предлогов. Например: положить игрушку на диван, на стол, в коробочку, в корзинку, в ящик; вынуть игрушку из коробки и т. д. Вначале, если необходимо, надо направлять руки ребенка или даже брать его руки в свои. Ребенка надо учить прятать игрушку или небольшой предмет под перевернутую коробочку и искать спрятанное. Для того, чтобы ребенок убедился, что предмет пропал, его руками надо провести по столу и коробочке, произнося: “Где игрушка? Спряталась!”. За тем его можно научить приподнимать коробочку и доставать игрушку из - под нее.

Важную роль в развитии речи ребенка играют потешки, стихи, сказки. Слушая и повторяя за взрослым слова потешки или простого по структуре стихотворения, предназначенного для маленьких слушателей, ребенок учится правильному произношению слов, учится подчинять свою речь ритму стихотворения, усваивает новые слова. Кроме того, развиваются внимание и память ребенка, необходимые при прослушивании и самостоятельном повторении произведения. Вначале ребенок повторяет за взрослым лишь отдельные слова, и здесь еще рано говорить о понимании им содержания всего произведения и даже отдельных слов. Это понимание придет позже.

При выборе произведений необходимо обратить особое внимание на те из них, которые требуют выполнения определенных действий при произнесении тех или иных слов. Например, читая ребенку стихотворение А. Барто “Идет бычок, качается”, взрослый учит ребенка показывать, как качается бычок, как он кивает головой.

Действия, сопровождающие слова, способствуют лучшему пониманию их смысла, усвоению отдельных слов. А как следствие - ребенок повторяет отдельные слова или все стихотворение с выражением. При этом не обязательно, чтобы он понимал значение каждого слова произведения. Так, слушая сказку “Курочка-ряба”, ребенок стучит кулачком по столу, изображая, как дед и баба били яичко, показывает, как они плакали, когда яичко разбилось. Речь взрослого должна быть предельно выразительна и эмоциональна.

Для объяснения ребенку третьего года жизни содержания прочитанного могут служить игрушки. Например, читая потешку:

“Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись;

Наша Катенька пойдет -

Через киску упадет”,-

ребенку дают хорошо знакомую ему куклу и показывают, как может упасть Катя.

Читая стихотворение А. Барто “Уронили Мишку на пол”, можно дать ребенку в руки мишку и в конце стихотворения пожалеть мишку вместе с ним,

После того, как ребенок заговорил, к нему можно обращаться с помощью речи, в какой-то мере воздействуя словом на его поведение. Пройдет немного времени, и постепенно слово станет одним из важнейших средств познания ребенком тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения.