logo
67 Солнцева Хорош

Кормление ребенка

Впервые месяцы кормление слепого ребенка или ребенка с остаточным зрением не вызывает у родителей проблем, так как отсутствие зрения не влияет на способность ребенка сосать.

Важно, как можно дольше кормить ребенка грудью, так как это самая тесная связь матери и ребенка. В три-четыре недели слепого малыша необходимо начать прикармливать с ложки соками, бульоном, яйцом, пюре из овощей и фруктов или провернутым мясом, чтобы он постепенно привыкал к разнообразной пище. Лучше это делать перед кормлением из бутылочки пока ребенок еще голоден.

Для того, чтобы ребенок понял, что с ним происходит, необходимо говорить с ним, сообщать ему, что наступило время еды и вслед за этим давать бутылочку. В два месяца руки ребенка должны быть положены на бутылочку, чтобы он научился самостоятельно ее держать.

Многие дети трудно привыкают к новой пище, но здесь нужно проявить терпение.

Чем дольше ребенка кормят из бутылочки, тем труднее приучить его к новой пище. Так, в Уфимский детский дом поступали дети трех-четырех лет, которых дома кормили из соски. Приучить их к твердой пище было очень трудно.

Режим питания слепого ребенка не отличается от режима зрячего. Изменять его следует только по рекомендации врача.

При кормлении рыбным, мясным фаршем следует быть особенно внимательным, так как любая причиненная боль приводит к тому, что ребенок отказывается от самостоятельного действия и возвращается к старому “бутылочному” способу кормления. Обучая ребенка навыкам самостоятельной еды, необходимо помнить, что овладение этими навыками требует длительного времени, что ребенку нужна помощь, сначала в виде совместной деятельности, а в дальнейшем - в виде раздельной, когда взрослый берет на себя выполнение лишь части действий. Нужно следить за тем, чтобы пища не была слишком горячей или слишком холодной. Не следует также оказывать на ребенка давление, иначе он выработает негативную реакцию на требования, предъявляемые как к пище, так и к поведению за столом.

Знакомить с вкусовыми качествами новой пищи следует постепенно, но так, чтобы к году ребенок уже ел разнообразную пищу. Но не следует волноваться, если он ест не так, как другие дети. Это может быть связано с тем, что он еще не так активен и ему меньше требуется еды.

Для многих родителей кормление ребенка связано с большим нервным напряжением. Так, малыш Марины К. отказывается от еды. Поэтому она сначала рассказывает сыну, какая вкусная еда, но малыш не хочет есть, мотает головой. Тогда она пугает его волком, медведем, но опять ничего не добивается. Наконец, она шлепает сына. Отец этого не выдерживает и начинает уговаривать и кормить сына сам, но - безрезультатно, так как малыш радуется этому представлению гораздо больше, чем самому обеду, и, к тому же, он знает, что кто-нибудь обязательно его накормит.

Уже в возрасте шести-семи месяцев малыш должен научиться пить из чашки. Маленькая, легкая пластмассовая или стеклянная обычная чашка лучше, чем чашка с носиком.

С появлением зубов ребенку нужно давать сухари, печенье, яблоки, вкладывая их в руку ребенка и поднося к его рту.

К шести-семи месяцам ребенок тащит в рот все, что может держать в руках. Это значит, что наступило время обучать его самостоятельно брать еду и самостоятельно есть.

Держа ребенка на руках, ему необходимо давать попробовать печенье, вкладывая его в руки ребенка и подводя их к его рту и одновременно говоря ему, как хорошо, что он начал самостоятельно есть. Прежде чем ребенок начнет есть самостоятельно, пройдет несколько недель. Когда ребенок уронит печенье, надо показать ему, как его найти, как взять в ручку и поднять.

Слепые дети, не имея возможности видеть, как едят другие, быстрее привыкают есть руками, когда их привлекают сильный запах и приятный вкус. Можно использовать шоколадное или овсяное печенье, сухари, огурцы, сухие колбасы. Эта еда для детей более привлекательна, чем обычное детское питание. Умение есть руками предшествует обучению есть ложкой.

Слепому ребенку необходимо осторожно поднимать подбородок, потому что он часто сидит, опустив голову, подносить ложку ко рту и одновременно говорить: “Открой рот”. В относительно короткое время ребенок научится открывать рот сразу, как только проглотит новую порцию пищи. Когда ребенок при кормлении с ложки начал захватывать пищу губами, уже не нужно опрокидывать ему пищу в рот. Достаточно лишь коснуться ложкой его губ.

Чтобы научить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, лучше встать за спиной ребенка и его рукой подносить ложку ко рту. Родители должны почувствовать, когда предоставить ребенку возможность самостоятельно подносить ложку ко рту, помогая только наполнять ее, а впоследствии научить его делать и это самостоятельно, пусть даже с помощью пальцев.