logo
67 Солнцева Хорош

Психическое развитие малыша

Путь психического развития слепого ребенка по сравнению со зрячим своеобразен, как по темпам психического развития, так и по качественной характеристике.

Стадии развития системы компенсации слепоты непосредственно связаны с возрастом детей и с уровнем их психического развития. По мере роста ребенка стадии компенсации слепоты все более связываются с общим психическим и социальным развитием, а не только с физическим, как это имеет место в первые недели его жизни.

Период от рождения слепого ребенка до появления у него возможности выделять отдельные раздражения, вызванные окружающей средой, свойственные тому или иному виду восприятия, т. е. период образования систем межанализаторных связей под воздействием и влиянием условий жизни, является подготовительным в развитии системы компенсации слепоты. В психологическом плане это связано с периодом формирования умений слепого ребенка выделять единичные слуховые, тактильные, вкусовые и т.д. раздражения из совокупности действующих на него впечатлений и реагировать в соответствии с ними. Овладение этим умением предопределяет переход к новой стадии развития компенсации слепоты и означает, что ребенок прошел большой путь психического развития в познании окружающего мира.

Развитие слепого ребенка протекает своеобразно. По сравнению со зрячими, у него иная диспропорциональность в развитии психических функций, обусловленная врожденной слепотой. Намечается отставание и неравномерность в развитии некоторых психических процессов.

Роль специально направленного воспитания в этом возрасте огромна и заключается в том, чтобы создать наиболее полный комплекс разнообразных раздражителей, как дистантных, гак и контактных, позволяющих слепому младенцу ориентироваться во внешнем мире. Увеличение всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т. д.) является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для формирования компенсации слепоты. Слепота, как первичный дефект, уже в первые месяцы вызывает у слепорожденного младенца вторичные отклонения в развитии, выражающиеся в меньшей активности и подвижности, более позднем выделении отдельных специфических раздражений от жизненно важных для ребенка предметов и явлений окружающего мира.

Вторичные отклонения в раннем возрасте проявляются также в своеобразии движений ребенка (появлении стереотипных движений и т. д.). Однако вторичные отклонения возникают не у всех детей. В благоприятных для психического развития условиях можно предупредить эти отклонения за счет формирования компенсаторных процессов.

Первым необходимым условием формирования компенсаторных процессов является постоянное общение с ребенком, возбуждение всех сохранившихся анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса и т. д.).

Вторым важным условием развития компенсации слепоты на этой стадии является сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным, установление связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой, что позволяет слепому ребенку выделять звук, как сигнальный признак предметов и явлений.

Третьим условием создания системы компенсации слепоты является активизация моторной деятельности детей, развитие их движений. Огромную роль здесь играет установление связей “рука – рот”, “рука-рука” на основе раздражений, идущих от мышц и сухожилий ребенка.

Большое значение имеет целенаправленное воспитание, терпение при установлении этих связей, закрепление случайных находок, помощь пассивными движениями и специальной гимнастикой. Недостаточное физическое развитие может привести к появлению “блиндесменов”, т. е. к бесцельным стереотипным движениям. Именно в моторном (двигательном) развитии слепого ребенка раннего возраста особое внимание следует обратить на целесообразность движений, их предметную направленность.