12. Социальная мобильность.
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Согласно определению П.Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".
П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровнеНаиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта их одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.
Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается "вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени"
Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
1. Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня индивиду необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более высокому статусу.
2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий.
3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид..
4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя.
В целом социальная мобильность общества – противоречивый процесс. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты
- 1.Объект и предмет социологии.
- 2. Структура социологического знания. Функции социологии.
- 3. Позитивистское направление в социологии (классический тип научности).
- 4. «Понимающая социология » г. Зиммеля и м. Вебера.
- 5. К. Маркс, ф. Энгельс: основные принципы материалистического учения об обществе.
- 6. Социально-экономические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Основные этапы её становления и развития.
- 7. Социологические исследования: общая характеристика.
- 8. Программа социологического исследования.
- 9. Анализ документов.
- 10. Социальные системы.
- 11. Социальная дифференциация. Теории социальной стратификации.
- 12. Социальная мобильность.
- 13. Средний класс.
- 14. Бедность. Маргинальность.
- 15. Социальные институты.
- 16. Социальные изменения.
- 17. Основные теории социальных изменений.
- 18. Типологии обществ
- 19. Социальный контроль
- 20. Понятие личности. Социализация
- 22. Девиантное поведение.
- 24. Понятие и признаки организаций. Виды организаций.
- 28. Социальные общности и группы
- 31. Экономическая социология: предмет, структура. Экономическое действие.
- 32. Предмет социологии образования. Образование и обучение. Образование как социальный институт.
- 33. Социология сми. Сми как социальный институт.
- 37. Семья как малая группа и как социальный институт. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, структура семьи.
- 38. Современная семья. Развод. Социальные проблемы семьи и семейной политики. Социокультурный аспект истории казахской женщины.