14. Бедность. Маргинальность.
Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:
экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда,неконкурентоспособность отрасли),
социально-медицинские (инвалидность,старость, высокий уровень заболеваемости),
демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),
образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
регионально-географические (неравномерное развитие регионов)
Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику.
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
- 1.Объект и предмет социологии.
- 2. Структура социологического знания. Функции социологии.
- 3. Позитивистское направление в социологии (классический тип научности).
- 4. «Понимающая социология » г. Зиммеля и м. Вебера.
- 5. К. Маркс, ф. Энгельс: основные принципы материалистического учения об обществе.
- 6. Социально-экономические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Основные этапы её становления и развития.
- 7. Социологические исследования: общая характеристика.
- 8. Программа социологического исследования.
- 9. Анализ документов.
- 10. Социальные системы.
- 11. Социальная дифференциация. Теории социальной стратификации.
- 12. Социальная мобильность.
- 13. Средний класс.
- 14. Бедность. Маргинальность.
- 15. Социальные институты.
- 16. Социальные изменения.
- 17. Основные теории социальных изменений.
- 18. Типологии обществ
- 19. Социальный контроль
- 20. Понятие личности. Социализация
- 22. Девиантное поведение.
- 24. Понятие и признаки организаций. Виды организаций.
- 28. Социальные общности и группы
- 31. Экономическая социология: предмет, структура. Экономическое действие.
- 32. Предмет социологии образования. Образование и обучение. Образование как социальный институт.
- 33. Социология сми. Сми как социальный институт.
- 37. Семья как малая группа и как социальный институт. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, структура семьи.
- 38. Современная семья. Развод. Социальные проблемы семьи и семейной политики. Социокультурный аспект истории казахской женщины.