9. Анализ документов.
По сути, без документов не обходится ни одно социологическое исследование. Уже описание проблемной ситуации, как правило, опирается на документальную базу – статистику, организационную документацию и пр. Анализ документов может быть как основным, так и дополнительным способом сбора информации.
Документ в социологии– предмет, предназначенный для хранения и передачи информации.
Для социолога не важно, официальный документ, или нет, есть ли на нём подписи и печати, рисунок на скале или надпись на стене – если было достоверно зафиксировано социальное явление, значит, соответствующие документы можно использовать для социологического исследования. А вот результаты анализа уже имеют статус официального документа. Поэтому так важно перед исследованием установить подлинность, достоверность, авторство, назначение информации, на основании всего этого осуществляется отбор документов для анализа. Важно понимать, какие факты мы хотим установить – факты реальности (поступки, события, объективные характеристики социальных процессов и явлений) или факты сознания – мнения, суждения, оценки, отношение.
Виды документов. По типу информации, содержащейся в документе:
Письменные
Иконографические (изобразительные)
Аудио документы (звуковые)
Комплексные
По характеру источника:
Официальные
Неофициальные
По степени персонификации
Личные (библиотечные формуляры, трудовые книжки, заявления и т.п.)
Безличные (статистика, протоколы собраний и т. п.)
По источнику информации
Первичные – на базе прямой регистрации совершающихся событий
Вторичные – обработка, обобщение на основе первичных документов
Первичные документы считаются более достоверными
Виды анализа документов.
Традиционный (качественный). Основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов.
Контент-анализ (количественный, формализованный). Количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Самый простой пример – подсчёт встречаемости слов в тексте.
- 1.Объект и предмет социологии.
- 2. Структура социологического знания. Функции социологии.
- 3. Позитивистское направление в социологии (классический тип научности).
- 4. «Понимающая социология » г. Зиммеля и м. Вебера.
- 5. К. Маркс, ф. Энгельс: основные принципы материалистического учения об обществе.
- 6. Социально-экономические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Основные этапы её становления и развития.
- 7. Социологические исследования: общая характеристика.
- 8. Программа социологического исследования.
- 9. Анализ документов.
- 10. Социальные системы.
- 11. Социальная дифференциация. Теории социальной стратификации.
- 12. Социальная мобильность.
- 13. Средний класс.
- 14. Бедность. Маргинальность.
- 15. Социальные институты.
- 16. Социальные изменения.
- 17. Основные теории социальных изменений.
- 18. Типологии обществ
- 19. Социальный контроль
- 20. Понятие личности. Социализация
- 22. Девиантное поведение.
- 24. Понятие и признаки организаций. Виды организаций.
- 28. Социальные общности и группы
- 31. Экономическая социология: предмет, структура. Экономическое действие.
- 32. Предмет социологии образования. Образование и обучение. Образование как социальный институт.
- 33. Социология сми. Сми как социальный институт.
- 37. Семья как малая группа и как социальный институт. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, структура семьи.
- 38. Современная семья. Развод. Социальные проблемы семьи и семейной политики. Социокультурный аспект истории казахской женщины.