logo search
67 Солнцева Хорош

Развитие действий с предметами

У нормальновидящего ребенка примерно в полгода формируются предметные действия, включающие оперирование предметами и произвольные движения с ними (удерживание предмета одной или двумя руками, ощупывание, воздействие одним предметом на другой, вкладывание одного предмета в другой и т. д.). Постепенное опредмечивание движений руки, ее инструментализация - шаг вперед в общем развитии ребенка и в развитии его умственной деятельности. Именно с этим связано образование постоянных связей между прикосновением и движением руки. Это начало развития активного осязания у детей. При отсутствии контроля зрения у детей до трехлетнего возраста тактильное восприятие значительно снижено, так как без зрительного восприятия многие детали предметов остаются незамеченными. Слепой ребенок в раннем возрасте не в состоянии воспринять размер и определить точную форму плохо координированными движениями пальцев рук.

Пока еще трудно представить, насколько бедно у слепого ребенка раннего возраста представление о пространстве, размерах и формах предметов. Американский психолог Т. Катсфортс, слепой от рождения, считает, что слепой ребенок сначала выделяет свое тело, как нечто массивное и сильное, позднее он начинает воспринимать и меньшие размеры, такие как голова и руки. Он сначала выделяет величину объектов и лишь значительно позднее начинает обследовать форму рукой и ртом, а затем различать с помощью осязания качество материалов. С момента, когда ребенок способен обследовать и осязать объекты, он начинает активно овладевать предметным миром, и поэтому для дальнейшего развития ему необходимо изобилие предметов для обследования и работы с ними.

Необходимый элемент предметной деятельности - хватание, развитие которого осуществляется у слепого по мере дифференциации движений, их упрочения и закрепления умения держать предметы, начинающееся с простого трогания, приводящего к ощупыванию. Постепенно в предметной деятельности ослабляется схватывание и укрепляется выпускание. Схватывание и ощупывание становятся более четкими, имеющими контур, в отличие от слитности первых двигательных актов. Таким образом, предметы внешнего мира начинают восприниматься слепым в их конкретной индивидуальности, и это является началом ориентирования в предметном мире и стимулом к овладению им. Появление осязания и связь его с другими впечатлениями, получаемыми от сохранных анализаторов, обеспечивает развитие предметности восприятия слепого ребенка.

Характеристики слепых детей раннего возраста, встречающиеся в специальной литературе, часто схематичны и поверхностны, так как не показывают источников развития психики слепого ребенка, а акцентируют внимание на отставаниях, резко выделяющихся на фоне развития психики зрячих. Однако, несмотря на огромный дефицит в психическом развитии, у слепых детей формируются компенсаторные процессы, обеспечивающие преодоление отрицательного влияния слепоты.

Для слепых детей, так же как и для зрячих, закономерно наиболее интенсивное развитие процессов восприятия в предметной деятельности. Однако деятельность с предметами развивается медленно, и ее формирование затягивается до трех - четырехлетнего возраста из-за медленного развития ее двигательных компонентов. У таких детей долго можно наблюдать действия, не являющиеся подлинно предметными, но служащими предпосылкой для их формирования. К ним относятся действия (неспецифические манипуляции), при которых ребенок еще не учитывает свойств предмета и действует со всеми предметами одинаково. Эти манипуляции являются переходными стадиями в овладении слепыми детьми функциональными или собственно предметными действиями, характеризующимися использованием предметов по их функциональному назначению. Существует также много и неадекватных действий, которые противоречат логике использования предмета. Наличие таких действий свидетельствует о том, что замедленное развитие предметных действий является закономерностью, свойственной аномальному развитию.

Для слепого ребенка характерна пассивность не только в познании окружающего мира, но и при общении с предметами и игрушками. У большинства слепых детей до трехлетнего возраста, а иногда и дольше, задерживаются неспецифические манипуляции с предметами. Любые предметы дети тянут в рот, крутят, стучат ими, двигают около лица или глаз. Но у некоторых слепых детей в два года наблюдаются специфические манипуляции, проявляющиеся по отношению к знакомым или любимым игрушкам. Так, у Жени Д. (vis-0; два года и два месяца, атрофия зрительных нервов) такой игрушкой оказался руль от детского автомобиля. Интересным оказался тот факт, что при помощи руля, оторванного от машины, удалось научить ребенка самостоятельно ходить.

К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по их назначению. В первую очередь это предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей. Дети правильно катают машинки, используют звучащие игрушки, ложки, кружки, тарелки, учатся одеваться и раздеваться. Для них в этом возрасте характерно одновременное сосуществование разных видов действий с предметами, и это зависит от качества предмета и степени знакомства с ним ребенка.

Одновременно с формированием предметных действий у слепого ребенка развиваются функции контроля за их выполнением, осуществляемые за счет развития Мышечного чувства. Однако главным “учителем” в этот период являются сами объекты, требующие от ребенка определенного способа действия, хотя бы в элементарной форме.

В процессе овладения предметными действиями слепой ребенок, как и зрячий, выделяет свойства предметов. Так, деревянную ложку удобнее удерживать за ручку, хотя и не всегда дети могут производить ею настоящие предметные действия. Однако уже при манипуляции с ложкой они овладевают чисто человеческим способом ее использования. В этот период развития необходимо приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя руками, развивая моторику обеих рук, обучать приемам и способам обследования предметов, расширяя возможности познания. Дети в этот период используют игрушки не как средство игры, а как реальные предметы. Слепой ребенок не может самостоятельно определить функциональные возможности нового, данного ему в руки объекта. Он или выпускает его из рук, или совершает неспецифические действия, поскольку предмет совершенно незнаком ребенку и не входит в систему его связей с внешним миром. Поэтому ребенка необходимо обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения предметом. Его необходимо учить даже процессам подражания, используя при этом пассивные и совместные действия, речь. Следует ограничить игру или занятие с ребенком двумя-тремя, а иногда и одним предметом, постепенно вводя новые.

Обследование детей до трехлетнего возраста, проводившееся в Научно-исследовательском институте Академии педагогических наук СССР, показало, что до двух с половиной лет слепые дети трудно включаются в игровую ситуацию, рассчитанную на совершение определенных предметных действий, заложенных в самом предмете. Для игры детям предлагались игрушечный телефон и заводная машина с ключом. Играя с телефоном, они снимали трубку, прикладывали ее к уху, говорили: “Алло”. Однако более сложные действия (набор цифр, нажатие кнопки) дети не могли осуществить. Что же касается действия с заводной машиной, то, как правило, слепые дети разбивали его на два совершенно разных, отнесенных к различным предметам, действия. Машину катали по столу или на полу, а для ключа искали скважину в столе, говоря “шкаф, дверь” и т. д., показывая тем самым понимание функционального назначения предмета, но затрудняясь выполнить действие. Необходимо отметить также “обобщенный” способ действия с предметом со словесным объяснением действия: “играю”, “делаю” и т. д. Например, ребенок подносит ключ к столу, прикладывает его к поверхности стола, произнося: “открываю” - “закрываю”. Трудность в овладении действиями заключается в неразвитости двигательной сферы, обусловленной слепотой. При этом диспропорции между растущим знанием и пониманием функционального значения предметов на основе осязательного и речевого опыта и двигательными особенностями в этом возрасте возрастают.

Развитие предметной деятельности у слепых детей протекает по тем же закономерностям, что и у зрячих, и идет от неспецифических манипуляций к овладению функциональными действиями. Но слепые дети долго не точны в движениях, долго не выпускают предмет из рук. Это задерживает развитие мелких движений пальцев, и тем самым развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после двухлетнего возраста, однако к концу третьего года жизни не у всех детей сформировывается и становится ведущей собственно предметная деятельность. Тем не менее предпосылки для предметной деятельности есть, так как дети начинают понимать функциональное назначение предметов и выполняют наиболее простые и часто используемые действия с предметами.

Тесная зависимость психического развития слепого от обучения выявляется при формировании предметной деятельности. Чтобы предметная деятельность могла стать условием для дальнейшего использования ее в компенсации слепоты, ребенок должен быть обучен всем элементам предметной деятельности. Он может узнать о назначении предмета из разговоров взрослых и других источников, но действиям с предметами в соответствии с их назначением он не может научиться самостоятельно.

Обучение действиям с предметами и игрушками. Глубокое нарушение зрения прежде всего отрицательно сказывается на развитии ориентировки ребенка в окружающем пространстве, на развитии действий с предметами. Отсутствие зрительной информации обедняет чувственный опыт, резко снижает возможности знакомства ребенка с предметами и явлениями и может привести к снижению психической активности. Однако правильное воспитание компенсирует недостатки психического развития, связанные со слепотой, содействует активному познанию внешнего мира. Чем раньше начато целенаправленное обучение ребенка действиям с предметами, чем активнее он познает окружающее, тем лучше он будет развиваться и вырастет более приспособленным к жизни в обществе. Для выполнения слепыми детьми любой деятельности необходимо с первых шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку, строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий распорядок дня не только дисциплинирует, но и способствует лучшей ориентации слепого малыша во времени, так как он склонен путать день и ночь.

Огромное значение в развитии активности приобретают игрушки. Слепому малышу нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие зайцы, собаки, кошки. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался. Когда ребенок бодрствует, нужно поговорить с ним, погреметь погремушкой с обеих сторон от него, стараясь, чтобы малыш повернулся к источнику звука. Вкладывайте в руки ребенку погремушку, резиновую игрушку. Погремите погремушкой, взяв его руку в свою. Ребенок сначала еще не сможет удержать в руке предмет, но прикосновение к различным по форме и фактуре предметам обогатит его чувственный опыт, поможет укрепить связи с внешним миром. Если не установлено точно, что ребенок абсолютно слепой, необходимо, чтобы цвет игрушек был ярким.

С четырех месяцев ведущее значение в развитии движений ребенка приобретает зрение, движения его рук начинают контролироваться деятельностью зрительного анализатора. Поэтому именно в этом возрасте слепой ребенок начинает отставать в развитии. У него запаздывает развитие хватательных движений, он позднее начинает самостоятельно садиться, ходить, действовать с окружающими предметами. Именно с этого возраста нужно обучать ребенка захватывать и удерживать в руках предметы и выпускать их.

У зрячего ребенка хватание начинает формироваться на пятом - шестом месяце жизни и осуществляется под контролем зрения. При этом “в первом полугодии жизни все объекты хватаются совершенно одинаково, без всякого учета их формы, величины, веса” *. Со второго полугодия постепенно ребенок учится менять положение пальцев рук в зависимости от формы, величины и веса предмета. Например, небольшой и легкий предмет он берет пальцами, а больной или тяжелый всей кистью руки или двумя руками. Сначала ребенок приспосабливает пальцы руки к особенностям предмета после того, как коснется его, со временем он начинает готовить руку к хватанию, только увидев предмет и потянувшись к нему.

Обучая незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине и весу. На первых порах надо направлять руки ребенка и поддерживать предмет. Предметы, предназначенные для занятий, должны быть разнообразными по форме: мяч (нужно брать двумя руками), шарик от пинг-понга (нужно брать одной рукой), маленькие и большие кубики. Игрушки должны быть разными по фактуре: резиновые, пластмассовые, ворсовые.

Занятия ребенка с предметами и игрушками, между которыми он пока не видит разницы, будут заключаться первое время в непродолжительном простом манипулировании (перекладывание из одной руки в другую, бросание и т. д.). Для малыша от восьми месяцев до года таких действий вполне достаточно.

Когда ребенку надоест игрушка или предмет, уберите его и предложите другой. Но ребенок должен учиться играть и самостоятельно. Однако опасна и другая крайность. У маленького слепого ребенка, предоставленного самому себе, могут появиться навязчивые движения (качание из стороны в сторону, надавливание пальцами рук на глазные яблоки и т. д.). Они возникают обычно при недостатке двигательной активности и при остром недостатке информации, получаемой ребенком из внешнего мира, в условиях, когда он еще не умеет, да и не может самостоятельно обследовать окружающие предметы и действовать с ними. Отучить ребенка от навязчивых движений очень трудно. Поэтому мать должна постоянно держать ребенка в поле зрения. Ребенок не должен подолгу сидеть безучастно в кроватке.

Необходимо учитывать, что малыш может бояться новых предметов. Прикосновение к некоторым может вызвать у него отрицательные эмоции.

_________

* Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.

Ребенку неприятно прикасаться к холодным металлическим предметам. Мягкие игрушки из искусственного меха, которые обычно вызывают положительные эмоции у ребенка дошкольного возраста, могут напугать малыша так же, как и ощупывание живых животных и птиц.

Малышам первого-второго года жизни лучше давать небольшие игрушки, хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.

Ребенка второго года жизни знакомят с домом, предметами, которые его окружают. Поднося малыша к различным предметам, можно его ручками, взяв их в свои, потрогать предмет. Очень важно, чтобы процесс знакомства с окружающими предметами доставлял ребенку удовольствие. Речь взрослого при знакомстве ребенка с новым предметом должна быть спокойна и эмоционально насыщена. Следует обратить внимание малыша на приятные ощущения, получаемые в процессе осязательного обследования предмета. Например: “На полу лежит ковер. Потрогай его. Какой он мягкий, пушистый, теплый”.

Знакомя ребенка с окружающими предметами, нужно стараться, чтобы он понял их назначение. Для этого ребенка учат действовать с некоторыми предметами, использовать их по назначению. Так, купая малыша, можно дать ему в руки пластмассовую кружечку и учить его зачерпывать и выливать воду. Во время кормления в руку ребенка можно вложить ложку. Следует учесть, что у ребенка, лишенного зрительного восприятия, не появится представление о предметах, которыми пользуются во время еды (тарелка, ложка, чашка), если его специально не познакомить с ними. Ребенок не видит не только эти предметы, но и действий с ними. Поэтому необходимо, чтобы во время еды ребенок поддерживал руками чашку, потрогал тарелку, подержал в руках ложку.

К концу второго и на третьем году жизни ребенок должен познакомиться со всеми предметами, которые окружают его в доме, и с их назначением. При этом необходимо показывать ему основные, наиболее существенные части предметов и называть их основные свойства. Например: “Шкаф большой, у него есть дверца, она открывается и закрывается. На полках лежат вещи; у стула есть спинка и ножки, на нем можно сидеть” и т. д.

Для знакомства ребенка с большим предметом, например шкафом, взрослый ставит ребенка на стул, чтобы с помощью осязания он убедился какой шкаф высокий. Затем открывает дверцы, выдвигает ящики, чтобы показать ребенку, что в шкафу хранят различные вещи: игрушки, книги или одежду.

К началу третьего года слепой ребенок должен узнавать предметы обихода, с которыми он сталкивается, знать предметы, находящиеся в комнате, где он живет. Если у ребенка есть остаточное зрение, это происходит несколько раньше.

Для детей с остаточным зрением, выбирают яркие игрушки. Двухцветные игрушки должны быть контрастными.

Дома и на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на различные звуки (шум ветра, дождя, звук проезжающей машины, шагов, скрип двери и т. д.) и помогать ребенку связать тот или иной звук с определенным действием (шум шагов с приходом человека, и т. д.). На прогулке, обращая внимание малыша на тепло солнечных лучей, можно научить его поворачивать лицо к солнцу.

К концу второго и началу третьего года жизни ребенка необходимы специальные занятия для умственного развития и развития пальцев рук. Малыша надо учить класть один кубик на другой, снимать кольца с пирамидки, делая это сначала его руками. При этом движения должны быть мягкими, прикосновения к рукам ребенка не сильными. Однако, если ребенок вырывает руки, занятия надо отложить до следующего раза. Занятия должны быть непродолжительными, в зависимости от желания ребенка.

Обучая ребенка строить башенку из двух кубиков, надо показать ему, как выполнить это действие: левой рукой держать первый кубик, а правой ставить на него второй. Для этого действие сначала выполняют руками ребенка, а затем его руки только направляют.

Развитию движений рук ребенка, его мелкой моторики и ориентировки в малом пространстве способствует следующая игра. Перед ребенком ставят небольшую коробку или корзинку (примерно 20 см в длину) и учат его класть в нее по одному небольшие игрушки и предметы. Особенно трудно научить ребенка разжимать пальцы, чтобы выпустить из них предмет. Поэтому вместо коробки можно использовать небольшое детское металлическое ведерко. Предметы, опускаемые в ведерко, будут издавать звук, побуждая ребенка повторить действие.

На третьем году жизни ребенка учат бросать предметы. Ему дают небольшой мяч (диаметром около 15 см) и учат протягивать и бросать мяч. Когда ребенок научится играть в эту “игру”, его можно посадить на коврик у стены и катить мяч к нему. Ребенка можно научить катить и бросать мяч. Для этого надо встать сзади ребенка и выполнить действие вместе с ним, взяв его руки в свои. Лучше если мяч озвучен. В магазине “Рассвет” продаются такие мячи.

Действия, которые взрослый выполняет руками ребенка называются “совместными” действиями. При выполнении совместных действий слепой ребенок должен положительно относиться к тому, что он делает.

На третьем году жизни ребенка учат показывать основные части знакомых ему игрушек. Взрослый берет руки ребенка в свои или направляет их. Ребенку сначала показывают колеса игрушечной машины и как они крутятся, потом кузов и как в него положить и взять из него кубики и другие мелкие игрушки. Затем малышу предлагают повторить действия самостоятельно.

Показывая ребенку части тела куклы (руки, ноги, голову, глаза, рот, нос), предварительно попросите малыша показать ту же часть тела у него, у мамы.

Не следует расстраиваться, если ребенок не сможет показывать детали игрушек или предметов самостоятельно. На третьем году жизни он только начинает этому учиться. Когда ребенок научится показывать свои части тела, взрослого и куклы, нужно начинать учить его элементарным игровым действиям с куклой.

Прежде всего нужно научить ребенка держать куклу головой вверх, затем учат укладывать куклу спать (класть на диван, стул, накрывать и говорить при этом: “Спи, Ляля. Спокойной ночи” и т. п.).

Вслед за этим следует учить ребенка кормить куклу. Надо дать в руку ребенку чайную ложечку и маленькую мисочку, блюдце, показать все игровые предметы (куклу, ложку и блюдце) и обследовать их с ребенком, действуя его руками или направляя их. Затем левой рукой ребенка находят рот куклы, а правой рукой, держащей ложку, <зачерпывают> еду и подносят ко рту куклы. Не следует при этом забывать проговаривать каждое действие: “Куколка хочет кушать. Давай ее покормим. Нам нужна тарелочка. Вот она... И ложка. Вот ложка...”

Следует помнить, что обучение кормлению куклы может иметь успех только в случае, если ребенок во время еды знакомился с посудой, держал в руке ложку и пытался ею действовать.

Ребенка можно научить выполнять с куклой и другие знакомые и доступные ему действия. Например, если ребенок знаком с расческой и его учили причесывать себя, то его можно научить причесывать куклу.

Действия с игрушками, которым учат малыша взрослые, еще не являются настоящей игрой. Ребенок выполняет лишь те конкретные действия, которые ему знакомы из собственного опыта и выполнять которые с определенной игрушкой научил его взрослый. Однако выполнение простейших игровых действий является необходимым этапом развития игровой деятельности, которая должна стать основной, ведущей в дошкольном возрасте.

Подбор игрушек для ребенка. Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребенка (как зрячего, так и слепого) является игра. В организации игры ребенка раннего возраста, особенно слепого, особое место занимают игрушки.

В отношении незрячих детей игрушки выполняют еще одну, не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей игрушек, действия с ними способствуют развитию мелких движений рук, формированию правильных приемов осязательного обследования, овладению действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами животных и с предметами, представление о которых дети пока еще не могут получить из своей жизненной практики.

Для слепых детей создаются и специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом, не на зрительное, а на тактильное, осязательное восприятие. Например, кубики с выпуклым рисунком. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию как слепого, так и зрячего ребенка. Общим для всех игрушек является то, что в них учтен набор свойств, необходимых для того, чтобы слепой ребенок мог их воспринять и производить с ними правильные действия.

Рассмотрим некоторые свойства игрушек по отношению к особенностям психического развития слепых детей.

Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. У слепых детей избирательное отношение к материалу предметов, игрушек наблюдается в разной степени и в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что слепой ребенок чувственно, с помощью осязания, овладевает окружающей действительностью.

Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у слепых детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними. Напротив, мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность.

Слепого ребенка необходимо знакомить с различными материалами и их свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из различного материала: ткани, дерева, резины, пластмассы и т. д. Исключение составляют игрушки из бумаги (бумажные куклы и т. д.). Они рассчитаны, как правило, на зрительное восприятие. Кроме того, они очень непрочны. Слепой ребенок, обследуя игрушку и действуя с нею, с усилием нажимает на нее, сжимает ее пальцами. Особенно свойственно это маленьким детям. Часто они теребят, мнут игрушку в руках, стучат ею о стол, прислушиваясь к звуку, который она издает. Поэтому, говоря о материале игрушек для слепых детей, следует подчеркнуть, что к их прочности должны предъявляться повышенные требования.

Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно-образные игрушки из столь мягких материалов, что при нажатии на игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки.

Слепые дети, особенно маленькие, при обследовании игрушки подносят ее ко рту, касаются губами, трогают языком, сжимают зубами, Поэтому игрушки должны отвечать определенным гигиеническим требованиям: легко мыться, краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной.

Давая детям игрушки из различного материала, следует обращать их внимание на его свойства. Так, например, знакомя ребенка третьего года жизни с мохнатой собачкой из искусственного меха, можно сказать: “Посмотри, какая собачка мягкая, теплая”. При игре с резиновым мячом нужно обратить внимание ребенка на то, какой он упругий, как он “звенит”, ударяясь о пол.

Подобные занятия помогают знакомить слепого ребенка со свойствами окружающих предметов, назначением различных игрушек, помогают формированию правильных действий с ними.

Формированию представлений детей о предмете, который изображен в игрушке, способствует игра с игрушками, выполненными на одну тему, но из разного материала (например, заяц из искусственного меха, из ткани, из пластмассы; автомобиль из дерева, металла, пластмассы).

Немаловажное значение при подборе игрушек для слепых детей имеют их размеры. Мелкие игрушки (но не менее 9 см) нужны для всех слепых детей. Однако в зависимости от возраста ребенка и уровня его психического развития они выполняют разные функции. Так, слепому малышу трудно посадить за стол и накормить маленькую куклу (10-15 см). В то же время, при соответствующем обучении, он сможет это сделать, играя с соразмерной куклой, отдельные части которой он будет способен находить с помощью взрослого.

Ребенок от года до трех лет с удовольствием будет манипулировать мелкими игрушками (деталями пирамидки, погремушками, кубиками). Дети третьего года жизни учатся классифицировать их по форме, раскладывая мелкие игрушки по разным коробкам.

Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики. К трем годам основное значение приобретают соразмерные игрушки, с помощью которых дети познают окружающий мир и учатся действовать в нем.

Особые требования предъявляются к художественно-образному решению игрушек. Большинство игрушек с изобразительным видовым образом (условным, декоративным) не соответствует по своему художественно-образному решению особенностям восприятия слепых детей. Однако с некоторыми из них слепые дети могут правильно и с удовольствием действовать (матрешки, дымковские глиняные свистульки и т. д.). При этом они будут воспринимать игрушку только с точки зрения ее функции: матрешки можно разложить и сложить, в свистульку можно свистеть.

Для слепых детей неприемлемы стилизованные игрушки. Для них нужны игрушки, которые имели бы реальную форму частей и в которых, в то же время, были бы отражены лишь основные, существенные признаки вида. Эти признаки могут быть усилены лишь настолько, чтобы не исказить реальные пропорции изображенного и игрушке предмета. Так, заяц может иметь круглую голову с длинными ушами, большими выпуклыми глазами, хорошо осязаемой мордочкой, у него могут быть небольшие передние и длинные задние лапы, маленький хвостик.

В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

Все эти игрушки должны иметь четкую форму и быть окрашены в чистые, яркие и в то же время сочетающиеся друг с другом цвета, создающие у ребенка с остаточным зрением положительный эмоциональный настрой. Некоторые игрушки, такие как строительный материал, не следует окрашивать. Детали, предназначенные для украшения построек, напротив, должны быть яркими, красочными.

Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены, так как слепые дети при их обследовании обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. Небрежно выполненная игрушка затруднит формирование у ребенка образа, не вызовет желания играть с ней.

В каждой игрушке набором определенных свойств зафиксировано то человеческое действие, которое должно сформироваться у ребенка. Глубокое нарушение зрения или его полное отсутствие влечет за собой значительное отставание ребенка в овладении действиями с предметами, приводит к обеднению его жизненного опыта, конкретных представлений. Поэтому в жизни слепых детей значительное место должны занимать игрушки, в которых заданы свойства, способствующие развитию сохранных органов чувств слепого ребенка, его движений, ориентировки в пространстве, формированию действий с различными предметами.

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук слепого ребенка, развитию его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам прежде всего относятся пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики или стаканчики.

Пирамидка должна состоять из трех-пяти колец одного цвета. Колпачок пирамидки может отличаться по цвету от колец и быть различной формы (в форме шара, конуса или даже в виде головы животного).

Поскольку слепые дети нередко находят отверстие кольца языком, пирамидка должна хорошо мыться, иметь стойкую окраску, этому требованию вполне удовлетворяет пластмасса. Однако лучше, если стержень пирамидки сделан из дерева, так как пластмассовый стержень гнется при надевании на него колец. Кроме того, деревянная пирамидка “теплее”, приятней для осязания.

Сначала ребенок учится снимать кольца с пирамидки, а затем уже собирать ее. Взрослый руками ребенка находит в кольце отверстие, соотносит его со стержнем и нанизывает на стержень кольцо. Постепенно участие взрослого в каждой операции уменьшается и в итоге, действие нанизывания колец начинает совершаться ребенком самостоятельно. При этом ребенку важен сам процесс нанизывания колец, и он располагает их на стержне в случайной последовательности. Когда ребенок научится самостоятельно собирать пирамидку без учета величины колец, а это произойдет не раньше конца третьего года жизни, можно начать учить его сравнивать кольца по величине. Прежде всего необходимо, чтобы ребенок понял, что он собрал пирамидку неправильно. Для этого взрослый должен проводить пальцами руки ребенка по собранной им пирамидке, обращая его внимание на выступы и впадины па ней, обстоятельно сравнивая нанизанные кольца по величине. Только когда ребенок уяснит, что пирамидка собрана им неправильно и почему это произошло, можно приступить к обучению ребенка правильному способу действия. При этом для сравнения нужно давать детям по паре колец. Вначале кольца должны резко отличаться друг от друга по величине, впоследствии различия между ними могут стать менее заметными.

Развитию пальцев рук малышей с глубоким нарушением зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на который навинчиваются различные по форме и цвету элементы.

В отличие от пирамидки матрешки, вкладные шары или кубы нельзя собирать в случайном порядке, а это обычно вызывает у детей большие трудности. При отсутствии вкладных шаров, матрешек, кубов можно предложить детям для игры вкладные стаканчики, которые можно приобрести в спортивных магазинах.

Овладению орудийными действиями ребенка учит игра в бирюльки. Дети берут по одному предмету (1,5-2 см) и кладут в коробку. Если коробка металлическая, можно научить ребенка трясти ее после опускания в нее очередного предмета.

Формированию умения слепого ребенка ориентироваться в пространстве, умения координировать свои движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры с искусственными строительными материалами (кубиками, кирпичиками, брусками и т. п.) у детей формируются пространственные умения и навыки. Если ребенок имеет остаточное зрение, кубики должны быть ярко окрашены.

Прежде всего ребенок должен познакомиться с кубиками, научиться отличать их от других игрушек. Для этого нужно в одну руку ребенка вложить кубик, а в другую шарик или кольцо от пирамидки и попросить его показать кубик. Со временем ребенок научится находить кубик среди нескольких игрушек, лежащих перед ним.

Малыш второго года жизни еще не может делать постройки из кубиков. Он будет перекладывать кубик из одной руки в другую, стучать им по столу и т. п.

На третьем году жизни ребенка нужно учить делать из кубиков постройку. Для этого надо взять рукой ребенка один кубик и положить его на другой (правая рука кладет верхний кубик, левая придерживает нижний); провести рукой малыша по постройке и сказать ему, что построили домик (башенку). Через некоторое время ребенок попытается сделать постройку самостоятельно. Его движения будут еще неловкими, он не сразу научится устанавливать кубики ровно, будет ронять их или стучать одним кубиком о другой. Очень важно, не подавляя инициативы ребенка, помочь ему: поправить его руки, выполнить часть действия его руками, сопровождая практическую помощь пояснением. Например: “Поставим один кубик на другой вот так... ровно, аккуратно. Теперь кубик не упадет”.

Со временем ребенок научится строить башенку из нескольких кубиков, украшать ее сверху трехгранной призмой или колесиком от пирамидки.

Для игры слепого малыша с природным материалом (песком) необходимо иметь совочек, ведерко, формочки. Ведерко должно быть небольшим по высоте- 10-13 см. Совочек не должен быть слишком широким, лучше, если он сужается к концу. В этом случае слепому ребенку будет легче насыпать песок в формочки. Хорошо иметь несколько формочек круглой, квадратной, прямоугольной и овальной формы, а также формочки-цветы, звезды, овощи и другие формочки с хорошо различимой формой.

Развитию движений слепого ребенка и формированию у него приемов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом. Наиболее подходящим является озвученный мяч, а также резиновый мяч средних размеров (35-50 см в окружности). Резиновый мяч имеет преимущество перед пластмассовым: обладает большей упругостью, и, что очень важно, отскакивая от твердой поверхности, издает приятный звук – “звенит”. Мяч должен быть выкрашен в яркий цвет, возможны комбинации двух-трех цветов.

Для развития ориентировки детей двух-трех лет в большом пространстве также могут служить игрушечные автомобили и мотоциклы - каталки, сидя на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошади на колесах. Кататься на них дети должны только под наблюдением взрослого и при наличии на участке ровной площадки или прямой ровной дорожки, свободной от посторонних предметов.

Предметы, с которыми сталкивается слепой ребенок в своей жизненной практике, не являются чем-то статичным, неизменным. Они постоянно изменяются по тем или иным параметрам: по форме, величине, положению в пространстве и т. д. Движение предметам в пространстве задают либо сам ребенок, либо посторонние по отношению к нему силы: окружающие его люди, ветер и т. д. Для обогащения чувственного опыта слепым детям нужно давать игрушки, имеющие большие динамические возможности. В частности, малыши должны приобрести опыт обращения с движущимися игрушками.

Движения заводных игрушек должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшая. Поэтому для игры не годятся заводные автомобили, летающие пропеллеры и вертолеты. В то же время ребенку можно предложить волчок, клюющего цыпленка, кувыркающуюся обезьянку и другие игрушки-забавы. Из нескольких типов волчков, выпускаемых промышленностью, наиболее подходит волчок с фиксированным основанием (резиновой присоской, прикрепленной у основания). Такой волчок сравнительно легко приводится в движение самим ребенком. Кроме того, вращающийся на одном месте волчок, облегчает ребенку возможность проследить за его вращением. Дети дотрагиваются до него руками, используют остаточное зрение.

С заводными игрушками малышей следует знакомить с осторожностью. Необходимо предварительно рассказать об игрушке, показать ее неподвижной, иначе она может напугать ребенка.

В жизни слепого ребенка большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому воспитание слухового восприятия должно происходить с раннего возраста. Значительную помощь в этом оказывает использование музыкальных игрушек. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, а также музыкальные каталки, пищащих птичек и т. д. При этом нужно помнить, что звучание игрушек не должно быть резким, иначе у ребенка не возникнет желания взять игрушку в руки и играть с ней. Кроме того, слепые малыши часто боятся резких, громких звуков.

Можно играть также в игры, в процессе которых ребенок должен поворачиваться в сторону звука или идти.

Слепые дети лишены возможности смотреть цветные картинки и иллюстрации, поэтому, читая слепым детям сказки, рассказы, желательно показывать им игрушки, изображающие персонажей, а также предметы, с которыми действуют персонажи произведений. Так, например, рассказывая детям сказку Л. Н. Толстого “Три медведя”, нужно показать ребенку трех игрушечных медведей разной величины, а также большую, среднюю и маленькую миски и ложки и т. д.

Детей третьего года жизни нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). Наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы (поливинилхлоридного пластизоля). При этом толщина материала должна быть достаточной для того, чтобы кукла была упругой. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что слепым детям свойственно сильнее нажимать на игрушку при действиях с нею, чем зрячим. Искажение формы отдельных частей куклы может отрицательно повлиять на создание у слепого ребенка правильного представления об игрушке в целом.

У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза закрывались, были вставленными, с приклеенными ресницами, но не нарисованными. Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели четкую, удобную для осязания форму. Голова, руки и ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Наконец, кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застежка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы есть носки или тапочки.

Если ребенок умеет показывать части своего тела, учите его (действуя его руками, а затем лишь направляя его руки) находить части тела куклы (“Где у куклы голова?”, “Покажи, где у Кати глазки?” и т. д.).

Когда ребенок научится с помощью взрослого находить части тела куклы, можно начать учить его выполнять простые игровые действия: укладывать куклу спать, кормить ее.

Малышам с глубоким нарушением зрения для игры необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов: пластмассы, дерева, резины, ткани. Эти игрушки должны подчиняться общим требованиям, предъявляемым к игрушкам для слепых детей: они должны быть не стилизованными, приятными для осязания и т. д.

Игрушки следует подбирать с учетом возможности их использования. Например, наличие кузова в автомобиле позволяет возить в нем игрушки. По той же причине простая по конструкции лодочка окажется предпочтительней игрушечного теплохода.

Ребенку нужно предоставить возможность попускать лодочку в тазу или в ванне, показать, что в ней, так же как и в автомобиле, можно перевозить мелкие игрушки. Слепые дети гораздо реже сталкиваются в своей жизненной практике с водным транспортом, поэтому им значительно труднее дать о нем даже самое общее представление.

Взрослому не следует заниматься с ребенком все время его бодрствования, к чему стремятся некоторые родители. Малыш должен учиться играть самостоятельно. Для этого надо дать ему игрушку и постараться заинтересовать его ею. Можно положить рядом с ним еще одну-две игрушки, но не больше. Время от времени надо проверять, занят ли он игрушками, другими предметами или безучастно сидит. В последнем случае необходимо постараться вовлечь его в игру с другой игрушкой.

Педагогический анализ существующего ассортимента игрушек показывает, что для слепых детей можно подобрать игрушки, в значительной степени отвечающие требованиям, предъявляемым к ним, учитывая при этом, какими свойствами должна непременно обладать та или иная игрушка, а присутствие каких свойств является лишь желательным.