12. Подготовка и порядок защиты выпускной квалификационной работы1
Оформив работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобного типа исследованиям, о чем подробно раскрыто в предлагаемых методических материалах, студент должен серьезное внимание уделить решающему этапу - подготовке дипломной работы к защите перед Государственной аттестационной комиссией.
Отпечатанное и сброшюрованное дипломное исследование, подписанное студентом и консультантом, передается научному руководителю, который оценивает деятельность студента в процессе написания дипломной работы и дает характеристику проделанной работе по всем ее разделам письменное заключение. Оно пишется в произвольной форме, однако можно подчеркнуть и ряд общих положений. В заключении научный руководитель указывает соответствие выполненного исследования специальностям и отрасли науки, по которым Государственной аттестационной комиссии предоставлено право проведения защиты дипломной работы.
Далее он кратко характеризует проделанную работу, отмечая ее актуальность, теоретический уровень и практическую значимость, полноту, глубину и оригинальность решения поставленных в исследовании вопросов, дает оценку готовности представленной работы к защите. Завершается письменное заключение выводом о степени соответствия представленного к защите исследования требованиям, предъявляемым к выпускным работам.
Дипломное исследование подвергается обязательному рецензированию. Рецензент назначается из специалистов той области знания, по тематике которой выполняется представленная к защите работа. Рецензент обязан провести квалификационный анализ основных положений рецензируемой работы, а также оценить актуальность избранной темы, самостоятельность подхода к ее раскрытию, наличие собственной точки зрения выпускника – автора выпускной квалификационной работы, его умение пользоваться методами научного исследования, степень обоснованности выводов и рекомендаций, достоверность полученных результатов, их новизна и практическая значимость.
Наряду с положительными сторонами работы, в рецензии отмечаются и ее недостатки, в частности указываются неграмотно сформулированная программа исследования, обоснование задач, недостаточное владение студентом методологических основ и методических приемов исследования, отступление от логичности, отсутствие обоснованных рекомендаций и выводов, степень грамотности в изложении материала и другие ошибки.
Объем рецензии составляет от 2 до 5 страниц машинописного текста. Этот документ, содержащий аргументированный разбор достоинств и недостатков дипломного исследования, оглашается на заседании Государственной аттестационной комиссии при обсуждении результатов защиты выпускной квалификационной работы.
Содержание рецензии на дипломную работу доводится до сведения автора не позже чем за неделю до защиты с тем, чтобы он мог заранее подготовить ответы по существу сделанных рецензентом замечаний, принять их или аргументировано отвести.
Рекомендуя к защите выпускную квалификационную работы перед итоговой аттестационной комиссией и выставляя ей предварительную оценку, научный руководитель и рецензент уточняют актуальность, новизну, практическую значимость исследования.
Элементы научной новизны исследования понимается как признак, наличие которого дает автору право на использование понятия впервые при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом.
Понятие "впервые" означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально-культурных и социально-экономических результатов. Новыми могут считаться только те положения, которые способствуют дальнейшему развитию науки или ее отдельных направлений.
Элементы научной новизны исторических исследований состоят во введении в научный оборот новых, не использованных ранее научных источников, в определении генезиса науки той или иной отрасли знания, во вскрытии закономерностей и основных путей развития той или иной науки.
При оценке актуальности выбранной темы необходимо избежать конъюнктурных подходов, в основу которого может быть положена односторонняя оценка ситуации в стране или мире, что приводит в конечном итоге к сужению спектра научных исследований. Востребованность обществом, объективность анализа научных результатов является важным критерием в выборе актуальности дипломного исследования.
Оценка практической значимости выбранной темы зависит от того, какой характер носит дипломное исследование. Если работа носит научно-практический характер, то ее значимость может проявляться в публикации основных результатов исследования, в наличии актов о внедрении результатов исследования в практику, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений.
Если дипломная работа носит методический характер, то ее практическая значимость может проявляться в выработке научно обоснованных и апробированных рекомендаций форм, методов и средств совершенствования социально-культурной деятельности. Сюда же относят дипломные исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих технологий, форм, средств, методов того или иного направления этой деятельности. Если дипломная работа научно обосновывает пути оптимизации, то ее практическая значимость может проявляться в научном обосновании направлений, способов совершенствования условий и эффективности труда работников социокультурной сферы; разработке прогрессивных технологий социокультурной деятельности и внедрении этих разработок в практику.
В случае одобрения дипломного исследования научный руководитель подписывает работу и вместе со своим письменным заключением направляет ее на кафедру. На основании поступивших материалов заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите своей работы перед Государственной аттестационной комиссией, делая соответствующую запись на ее титульном листе.
В спорных случаях вопрос о возможности защиты работы рассматривается на заседании кафедры с участием научного руководителя. Затем протокол заседания кафедры через деканат представляется на утверждение ректору.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа, допущенная научным руководителем к защите, рецензируется одним из педагогов выпускающей кафедры и не позднее чем за 20 дней до назначенного срока защиты. Полностью оформленная и подготовленная к защите выпускная квалификационная работа представляется научному руководителю и заведующему кафедрой на подпись.
Состав рецензентов утверждается заведующим выпускающей кафедры из числа лиц профессорско-преподавательского состава, специалистов-практиков и работников научных учреждений. В качестве рецензентов могут привлекаться профессора и преподаватели других кафедр и высших учебных заведений.
Ведущая кафедра знакомит студента-дипломника с заключением научного руководителя, рецензиями, резолюцией декана и направляет дипломную работу в Государственную аттестационную комиссию для защиты.
- Московский государственный университет культуры и искусств
- 1. Введение
- 2. Цели и задачи выпускной квалификационной работы
- 3. Требования к выпускной квалификационной работе
- 4. Теоретическая и практическая значимость темы исследования
- 5. Научные методы исследования выпускной квалификационной работы
- 6. Комплексный системный анализ выпускной квалификационной работы
- 7. Наличие элементов творчества в выпускной квалификационной работе
- 8. Выбор темы и проблемы выпускной квалификационной работы, работа над созданием программы исследования
- Этапы работы над выпускной квалификационной работой
- 9. Руководство и планирование выпускной квалификационной работы
- 10. Структура выпускной квалификационной работы
- 11. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы
- 12. Подготовка и порядок защиты выпускной квалификационной работы1
- 13. Процедура защиты выпускной квалификационной работы
- 14. Критерии оценки выпускной квалификационной работы
- 15. Примерная тематика выпускных квалификационных работ Специализация Педагогика социально-культурной сферы
- Специализация Менеджмент в сфере общественных отношений
- Специализация Социология социокультурной сферы
- Специализация Менеджмент социально-культурной деятельности
- Специализации кафедры культурно-досуговой деятельности
- Л и т е р а т у р а
- Образец заявления студентов на закрепление темы выпускной квалификационной работы
- Образец календарного плана консультаций у научного руководителя
- Образец плана самоконтроля при работе над выпускной квалификационной работой
- Образец оформления титульного листа выпускной
- Положение о конкурсе выпускной квалификационной работы