logo
Дипломная работа

10. Структура выпускной квалификационной работы

Типовая структура работы предполагает наличие следующих разделов:

Во введении студент обосновывает актуальность, практическую значимость выбранной темы, формулирует проблему, определяет объект и предмет исследования, выдвигает гипотезу, обосновывает цели и задачи, которые он решает в дипломном исследовании.

Цель точно и кратко раскрывает намерения, которые ставит перед собой автор дипломного исследования.

Она конкретизируется и развивается в задачах, которые связаны с характеристикой объекта и предмета, способами решения проблемы, выбранной темы и проблемы исследования.

В число задач решаемых исследованием могут входить:

а) выявление, уточнение и углубление, методическое обоснование сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

б) анализ реального состояния предмета исследования, динамика и внутренние противоречия в его развитии;

в) возможности преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверки;

г) выявление путей и средств совершенствования исследуемого явления или процесса, практическими аспектами и управления исследуемого объекта.

Во введении должен быть описаны программа и инструментарий исследования, указаны методы, которые будут использованы для достижения поставленной цели.

Здесь же дается краткая характеристика базы исследования, основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), указываются методологические основы проведенного исследования. Дается характеристика структуры работы.

Основная часть. Формируется в зависимости от цели проводимого исследования. Как правило, она состоит из двух глав, включающих теоретическую и экспериментальную части, каждая из которых содержит 2-3 параграфа.

В первой главе (теоретической) рассматриваются основные понятия, характеризуется предмет исследования, вскрывается его сущность, проводится реферативный анализ литературы, сопоставляются взгляды отечественных и зарубежных ученых на исследуемую проблему. Обзор научной литературы позволяет автору рассмотреть эволюцию вопроса в историческом аспекте, проследить тенденции развития на современном этапе. Обобщающие выводы, сделанные на основе изученной научной литературы, глубокий анализ конкретной ситуации позволяет автору высказать обоснованные предположения о процессах, способствующих развитию современных технологий социально-культурной сферы.

Во второй главе, ее обычно называют экспериментальной, раскрывается проводимый в исследовании эксперимент. Выявляются и обосновываются социально-экономические и педагогические факторы, влияющие на активизацию процессов, проходящих в социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Автором представляются конкретные практические программы, включающие разработку новейших технологий социально-культурной деятельности, апробируются условия, методы и способы разрешения поставленных в исследовании задач, поэтапно раскрывается весь ход проведения эксперимента. Анализируя результаты исследования, полученные в ходе экспериментальной работы, студент широко использует методы социологического исследования, проводит наблюдения за экспериментальной работой, опросы, различного рода замеры, сопоставляет данные полученные "до", "в ходе" и "после" эксперимента. Все материалы находят отражение в таблицах, схемах, графиках, наглядно подтверждая, уточняя или опровергая отдельные положения авторской концепции.

Иногда с целью более детальной проработки "узкого" вопроса возможно в дипломе введение третьей главы, где автором предлагается развернутый проект-программа для реального практического использования (авторская школа, реабилитационная программа управления, проект т.п.).

В заключении студент обобщает итоги проведенного дипломного исследования, показывает полученные результаты, вскрывает степень решения поставленных в начале исследования задач, показывает, насколько эффективна предлагаемая в выпускной квалификационной работе методика, в чем заключается необходимость внедрения ее в практику. Следует помнить, что обобщающие данные строятся на основе положений и выводов, содержащихся в главах выпускной квалификационной работы, и должны иметь конструктивный характер.