logo search
Дипломная работа

Этапы работы над выпускной квалификационной работой

Выбор темы и формирование проблемы исследования

Анализ литературы

Построение гипотезы

Выбор программы исследований (определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдения за поведением людей в определенных ситуациях, изучение существующих результатов и исторических свидетельств и т.д.)

Сбор данных (сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта)

Анализ результатов (поиск значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований)

Выводы

Основная часть подготовительного этапа работы над дипломным исследованием - работа с научной литературой.

Логическим центром работы над научной литературой является основная тема и проблема. Проблема и тема — не одно и то же. Проблема — это как бы логический узловой пункт темы, задающий ракурс ее рассмотрения; она является основной, стержневой для всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Формулировка проблемы научного исследования — это, по сути, кристаллизация замысла. Поэтому правильная постановка проблемы — залог успеха всей работы. Чтобы верно поставить проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже разработано, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения. Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Накопив определенный информационный задел, можно отличить подлинную проблему от псевдопроблем — вопросов, обладающих кажущейся значимостью. Полученная из литературы информация служит основанием постановки проблемы.

Проблема — это своего рода граница между знанием и незнанием Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Актуальность темы, взятая в логическом разрезе, по сути и определяется наличием в науке такой ситуации, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений.

Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к выпускной квалификационной работе. В свою очередь цель определяет тактику исследования — последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание выпускной квалификационной работы, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотезы исследования.

Согласование и окончательное утверждение проблемы и темы1 исследования, выбранной базы, на которой оно будет осуществляться, закрепление научного руководителя, а при необходимости и научного консультанта проводится решением кафедры не позднее 20 декабря текущего учебного года. Студент, не утвердивший тему в предписанные сроки, считается не выполнившим учебный план.

Следующий этап - создание программы дипломного исследования. Она представляет собой изложение общей концепции исследования с определением цели и гипотезы, уточнением предмета и объекта исследования, указанием правил процедуры и последовательности операций для проверки выдвинутой гипотезы.

Разработка программы начинается с определения актуальности темы, объекта и предмета исследования, поиска точной формулировки проблемной ситуации как некоего противоречия между научно-познавательной или практической потребностью и незнанием способов ее удовлетворения.

Объект дипломного исследования носит общий характер и представляет собой совокупность связей, отношений и свойств объективно существующих в теории и практике. Объект дипломного исследования определяется в зависимости от конкретных условий дипломной практики и интересов студента. Ими могут быть:

  1. Социально-культурные, досуговые процессы и движения в семейной, детской, подростковой, молодежной средах.

  2. Деятельность государственных, негосударственных и коммерческих структур в сфере культуры, образования, искусства, досуга.

  3. Формы и технологии социально-культурной, культурно-досуговой деятельности отдельных возрастных, социальных, профессиональных, национально-этнических категорий населения.

  4. Проблемы участия государственных, общественных, коммерческих структур как субъектов в реализации и выработке действенной социально-культурной политики.

  5. Составление и обоснование предпринимательских, менеджерских, маркетинговых, творческих проектов и программ и условия деятельности учреждений социально-культурной сферы по их осуществлению.

  6. Проблемы и процессы предпринимательской, менеджерской, маркетинговой, творческой деятельности персонала, работающего в социально-культурной сфере.

Определение проблемной ситуации в практической или научно-практической социально-культурной деятельности способствует выявлению и конкретизации предмета дипломного исследования. Предмет дипломного исследования устанавливает границы научного поиска в объекте, он более конкретен.

При определении цели дипломного исследования необходимо исходить из его направленности. Если исследование носит теоретико-прикладной характер, то его цель связана с поиском типового решения проблемы и последующим приложением в практической деятельности. В том случае, когда исследование носит преимущественно прикладную направленность, его цель увязывается с практическим регулированием определенных исследований социально-культурных процессов.

В соответствии с целью исследования определяются задачи, которые направлены на решение рассматриваемых в дипломной работе проблем. Анализируются или уточняются понятия, введенные в работу, выявляются свойства и признаки определенных явлений и процессов, обязательно подтвержденные эмпирическими данными, экспериментальными проверками.

В программе дипломного исследования определяются инструментарий социологического исследования - методы и процессы регистрации свойств и художественных признаков изучаемых явлений.

Уточнив объект и предмет исследования, студент обосновывает гипотезу, научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем.