logo search
67 Солнцева Хорош

III. Воспитание ребенка до трех лет

Развитие зрячего ребенка при сформировавшемся зрительном восприятии происходит под влиянием зрения. В рамках сложившегося зрительного поля начинают развиваться предметность и сигнальность слухового восприятия, пониматься значения слов. Зрение позволяет ребенку знакомиться с предметным миром не только через реальные предметы, но и через их изображения.

При формировании координации движений зрение позволяет точно, целенаправленно и экономно осуществлять предметные действия на основе зрительного подражания, а также способствует развитию тонких манипуляций.

При обучении ходьбе зрительная ориентировка помогает развить восприятие пространства. Для зрячего ребенка зрительное восприятие становится основным компонентом в формировании предметной деятельности.

Отсутствие зрительного восприятия у ребенка вносит в его развитие особенности, которые не компенсируются без специальных занятий с раннего возраста. В период примерно от шести месяцев до трех лет слепой ребенок серьезно отстает в психическом развитии. Это выражается в меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в значительном формализме речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и координированных движениях и слабой ориентировке в пространстве. За психическим развитием ребенка необходим строгий педагогический контроль и воздействие, направленное на интенсивное развитие речевого общения, овладение функциональными действиями с предметами, самостоятельной ходьбой в знакомом пространстве и на элементарное самообслуживание.

Трудности развития компенсации слепоты в этот период связаны с тем, что способы, которыми возможно компенсировать недостатки развития, возникающие в результате слепоты, не могут стать достоянием ребенка преддошкольного возраста, так как компенсаторные возможности ребенка на этой стадии развития очень ограничены.

В обучении и развитии аномального ребенка, отмечал Л. С. Выготский, нужно искать обходные пути, искать “те пуды здоровья”, которые заложены в потенциальных возможностях его развития. Каждая психическая функция у нормально и аномально развивающегося ребенка имеет свой оптимальный период развития, соответствующий времени главенствующего положения этой функции в сознании. Кроме того, для психического развития слепых детей свойственна неодновременность и неравномерность формирования психических функций. В компенсации слепоты и преодолении вторичных отклонений, вызванных слепотой, на каждом возрастном этапе необходимо опираться на развитие таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от слепоты и находятся в сензитивном периоде своего развития. Однако осуществление компенсации происходит в ведущей для каждого возраста деятельности, что обусловливает возможность достаточно высокого уровня ее сформированности. В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются основные движения тела и рук, речевое и неречевое общение, создается система дифференцированных восприятий, накапливается чувственный опыт.