logo search
Tekhnologia_Sotsialnoy_Raboty_s_semyami_gr_risk

1.6.Предложения по дальнейшему развитию работы с семьями «группы риска»

Задачи параграфа 1.6:

1.Определить суть рекомендаций;

2.Предложить программу по дальнейшему развитию работы с семьями «группы риска»

Исходя из проведенного исследования, выяснилось, что в работе с семьями «группы риска» существует ряд проблем, которые можно попробовать решить с помощью социальной программы работы с семьями «группы риска». Программа разрабатывалась мною, в содействии работников ГУСО «Центр семьи».

Цели программы:

формирование культуры здорового образа жизни семей «группы риска»;

повышение самооценки семьи, адаптация в окружающем обществе;

Задачи программы:

а) снижение безработицы;

б) создание условий для формирование культуры здорового образа жизни семей «группы риска»;

в) содействие решению социальных проблем, развитию гражданской и социальной активности;

г) содействие доступу семей различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений.

Основные направления:

совершенствование образовательной системы в интересах каждой семьи;

организация социальной и медико-психолого-педагогической помощи поддержки семей,

обеспечение реальных мер по защите прав и законов и интересов семей «группы риска».

Ожидаемые результаты:

сокращение алкогольной зависимости родителей;

снижение уровня безработицы и безнадзорности;

повышение социальной активности, заинтересованности семей в своем благополучии.

Данная программа является продолжением мероприятий государственной политики, направленной на улучшение жизни семей «группы риска».

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие, падает жизненный уровень семей, увеличивается число семей «группы риска».

Вот поэтому в школе педагогическая деятельность учителей предметников и классных руководителей должна быть направлена на поддержку семей «группы риска». Ведь в результате ослабления института семьи, его воздействие на воспитание дает рост беспризорных и безнадзорных детей.

I этап

совершенствование нормативно – правовой базы школы, направленных на защиту и поддержку семей «группы риска»;

организация работы родительских консультаций;

Организация работы социально-психологической службы, взаимодействие с инспектором ПДН, КДН иЗП;

Создание дифференцированной помощи нуждающимся семьям;

II этап

Подготовка классных руководителей с семьями «группы риска»;

Контрольная диагностика семей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых коррективов;

Проведение мероприятий по устранению данной проблемы.

Предлагаемый план мероприятий по работе с семьями «группы риска» в [Приложение 3].

Таким образом, в ходе работы в два этапа, семью «группы риска» можно адаптировать, поставить на верный путь. Если социальный работник в школе не будет в одиночку «ломится в закрытую дверь», т.о. данная программа должна дать результат.

Реальные результаты необходимо отсле­живать специалистам по социальной работе в течение некоторого длительного периода после осуществления ин­тенсивного процессинга.

Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1.Анализ особенностей детей группы риска и социального статуса их семей показал, что используемые технологии нуждаются в совершенствовании.

2.Нами были разработаны рекомендации по совершенствованию технологий социальной работы с семьями «группы риска» в нашем регионе.

3.По нашему мнению, предложенные мероприятия позволят наилучшим образом помочь адаптации семей «группы риска» и приспособиться к новым условиям жизни, чтобы сделать ее более полноценной.

Выводы по параграфу 1.6:

1.Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является спад количества семей «группы риска.

2.Работа с исследуемой группой клиентов нуждается в доработке и введении в программу социальной помощи технологий мотивирования жизненной активности в любом возрасте.

3.Можно отметить, что программа достигнет ожидаемого результата применения при выполнении всех условий, и который будет выражаться в значимых улучшениях по трем, указанным выше, параметрам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы исследовали работу с семьями «группы риска». Особенности семьи «группы риска» заключаются в том, что семья имеет относительные материальные блага, жилищные проблемы, алкогольная зависимость родителей или одного их них, алкогольная зависимость родителя в неполной семье. Семья с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.. Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям; дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.) [24, с.28].

Проведенное нами исследование показало, что своевременная помощь со стороны может помочь избежать негативных последствий неправильного воспитания в «семье группы риска». Итоги реализации разработанной нами Программы деятельности социального работника «Семья группы риска» может позволить сделать следующие выводы:

во-первых, путь решения комплекса проблем семей «группы риска» - разработка Программы, учитывающей комплекс диагностических, преобразующих, коррекционных и просветительских мер;

во-вторых, на основе Программы «Семья группы риска» можно разработать «Индивидуальный маршрут социально-педагогической поддержки» для каждой конкретной семьи. Если при подведении итогов реализации программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия семьи с учета. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме, повысился статус в детском коллективе [27, с.56].

Основными направлениями работы социального работника с семьей «группы риска» являются:

1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска».

2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию.

3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности.

4. Разработка индивидуального маршрута социально педагогической поддержки семьи.

Таким образом, эффективность повышения воспитательного потенциала семьи станет обеспечиваться, если:

родители участвуют в реализации Программы «Семья группы риска», поддерживают тесную связь со школой;

родители знают основные педагогические требования и создают необходимые условия для воспитания ребенка в семье;

родители постоянно приобретают и расширяют свои педагогические знания и умения, учатся искусству воспитания, заимствуют лучший опыт воспитания детей.

Правильная организация социально-педагогической деятельности на основе Программы способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка [13, с.12].

Таким образом, данная программа и является решением проблем семей «группы риска», что способствует достижению цели курсовой работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. – М., 2002. – 123 c.

2. Бабкин Н.И.Социальная педагогика. Методические рекомендации. – М., 1998. – 43 c.

3. Бареева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.- 18-24 c.

4. Безопасность в семье. Безопасность на улице. Безопасность в обществе: методический сборник в помощь специалистам государственных и общественных структур. – Арзамас, 2002. – 194 с.

5. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с.

6. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. – 284 с.

7. Вестник социальной работы. № 1-2, 2001. – Ярославль, 2001. – 47 c.

8. Винтин И.А., Кузьменко Т.В. Роль социальных служб в планировании семьи. Аспект перинатальной психологии. – Саранск, 2004.

9. Государственная семейная политика. – М.,2004.- 15c.

10. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – 164 с. 10. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. – М.: «Генезис», 2004. – 232 с.

11. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.

12. ГУСО «Областной Центр семьи» Псковской области // Источник - сайт учреждения: www.center-family.ru.

13. За безопасность семьи: Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье. – Арзамас, 1999.- 12 c.

14. Закон о защите детства (зак-во РФ о защите прав ребёнка). Сборник-справочник. – М., 1994. -24c.

15. Защита прав семьи и детей в программе действий Президента РФ на 1996-2000 годы «Россия: человек, семья. Общество. Государство».- М.: Изд-во «Юридическая литература», 1998- 67c.

16. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). – М.: «Эдиториал УРСС», 1998. – 176 с.

17. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.

18. Изменение социально-экономического положения семей 1993-1997гг.- Москва, 1998 – 21c.

19. Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах Российской Федерации. – М., 2004. – 164 с.

20. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб., 2004.-132c.

21. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. – М., 2003. – 89c.

22. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд-е, испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.

23. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. – 228 с.

24. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. - 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 476 с.

25. Памятка для несовершеннолетних: имею право. – Арзамас, 2001-34c.

26. Пембертон К., Ричман Б. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. – 76с.

27. Правовые гарантии социальной защиты семьи. Женщин и детей.- М.: Луч, 1993 – 56c.

28. Проблема сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание.- Вып.2.- Москва, 1991- 69c.Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодежь групп риска». – Майкоп: «Качество», 2006. – 169 с.

29. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. -234 с.

30. Ребенок. Семья. Общество. – г. Арзамас, 2001. – 64 с.

31. Розелли Н. Социальная работа.- М.: Социнновация, 1994- 94c.

32. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. – Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. – 107 с.

33. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. - 580 с.

Приложение 1

Примерная схема первой беседы:

1. Фамилия, имя, отчество родителей.

2. Состав семьи.

3. Осмотр помещения для составления акта жилищно-бытовых условий.

4. Семейный бюджет.

5. Свободное время (чем занимаются).

6. Мнение о своих детях как об учениках: способный; хороший; средний; неспособный и т.д.

7. Отношение к успехам и неудачам ребенка в учебе: переживаю с ним его неудачи; радуюсь его успехам; считаю, что это его дело и т.д.

8. Какими качествами обладает ваш ребенок: честность, правдивость, доброта, лживость, любознательность, умение постоять за себя….

9. Посещаете ли вы школу: ежедневно, ежемесячно, один раз в четверть...

10. Совместное времяпрепровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда...

11. Совместная деятельность в семье: вместе выполняем домашнее задание, решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят своим делом...

12. Каковы отношения в семье: хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.

13. Отношение ребенка к алкоголю, табаку, наркотикам: один раз употреблял, постоянно, периодически.

14. Чем ребенок любит заниматься: помогать младшим, трудиться на огороде, помогать взрослым, посещать различные кружки, секции, любит читать...

Приложение 2

Анкета «определение обобщенного показателя социального благополучия семьи»

1. Состав семьи:

А) мать, отец, бабушка, дедушка - 5;

Б) только мать и отец -4;

В) одна мать, один отец - 3;

Г) одна мать, один отец - 2;

Д) Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники-1.

2. Школьная успеваемость:

А) хорошая - 5;

Б) удовлетворительная -4;

В) неудовлетворительная -3;

Г) оставил школу, работает - 2;

Д) оставил школу, не работает - 1.

3. Здоровье ребенка:

А) практически здоров - 5;

Б) часто болеет в пределах нормального развития - 4;

В) имеет хронические заболевания - 3;

Г) отставания в умственном развитии -2;

Д) имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни - 1.

4. Санитарно-жилищные условия жизни семьи:

А) благоустроенная отдельная квартира - 5;

Б) отдельная квартира с родителями супругов - 4;

В) более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами - 3;

Г) комната в коммунальной квартире с удобствами - 2;

Д) комната в общежитии, в бараке без удобств - 1.

5. Доход семьи:

А) могут практически не с чем себе не отказывать - 5;

Б) денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берет кредит или долг - 4;

В) на повседневные расходы деньги есть,но покупка одежды вызывает трудности - 3;

Г) живут от зарплаты до зарплаты - 2;

Д) денег до зарплаты не хватает - 1.

6. Уровень социального благополучия семьи:

А) атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства - 5;

Б) здоровый образ жизни без эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» - 4;

В) в семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивке - 3;

Г) судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей - 2;

Д) состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение - 1.

7. Поведение ребенка в школе:

А) хорошее - 5;

Б) удовлетворительное - 4;

В) неудовлетворительное -3;

Г) неоднократно был замечен в асоциальном поведении - 2;

Д) состоит на учете в ИДН -1.

8. Внешкольное общение с ребенком:

А) на основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов - 5;

Б) несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени - 4;

В) общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей - 3;

Г) асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки токсические вещества - 2;

Д) криминогенные группы, состоящие на ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики - 1.

9. Жизненные цели ребенка:

А) четко определенные - 5;

Б) позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны - 4;

В) отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов - 3;

Г) ориентация на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа - сверстники с асоциальной направленностью интересов -2;

Д) явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, состоит на учете ИДН - 1.

10. Эмоциональное отношение родителей с детьми:

А) постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия - 5;

Б) слепая любовь - 4;

В) для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное - 3;

Г) равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы - 2;

Д) напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям - 1.

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия семьи.

Анкету можно применять в школах на основе собираемой информации о ребенке и его семьи. Анкета позволяет своевременно выявить семьи группы риска принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

Ниже 30 - предполагает принадлежность конкретного ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

От 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

Более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Приложение 3

План мероприятий по работе с семьями «группы риска»:

№п.п.

Мероприятие

Ответственные

1

Определить категории семей по классам.

Кл. руководитель

2

Создание социального паспорта школы, класса

Кл. руководитель и социальный работник школы

3

Создать банк данных обо всех семьях, чьи дети обучаются в данной школе.

социальный работник школы

4

Обследовать жилищные условия

Социальный работник школы

5

Разработка бесед, классных часов,родительских собраний на темы «проблемы семьи», «алкогольная зависимость» ит.п.

социальный работник школы, классный руководитель, администрация школы

6

сотрудничество со спец.службами и администрацией

социальный работник школы, классный руководитель, администрация школы

7

социальный работник школы, классный руководитель

социальный работник школы, классный руководитель

8

Сотрудничество с ПДН,КДН, больницами

администрация

9

Проведение методических семинаров по проблемам семей в школе с приглашением детей и родителей.

ЗДВР, психолог и социальный работник

83