logo
Tekhnologia_Sotsialnoy_Raboty_s_semyami_gr_risk

Введение

Молодая семья представляет собой основу благополучия ее членов и успешности воспитания в ней детей. В этом отношении особого внимания заслуживают молодые семьи «группы риска». Особенностями таких семей является с одной стороны факт неблагополучия, а с другой – перспективы ее целостности. В таких семьях наиболее уязвимы дети. Не редко родители таких семей оставляют своих детей в медицинском учреждении или органам опеки и попечительства приходится принимать административные меры к ним вплоть до лишения родительских прав.

В современной России значительное число несовершеннолетних правонарушителей воспитывается в неполных семьях. Около 30% детей рождается в незарегистрированном браке, и доля таких детей постоянно растет. Ежегодно около 600 000 семей разводится, при этом в разрушившихся семьях остается 400 000 детей.

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние. Так, довольно стабильной среди семей подростков-правонарушителей является доля семей с низким прожиточным уровнем. По сравнительным результатам исследования в 1975 году, среди правонарушителей 41% составляли подростки, воспитывающиеся в семьях, где доход на одного человека равнялся или был меньше прожиточного уровня (50 р.), в то время как среди семей благополучных сверстников таких было только 4%.

Данный факт требует усиления внимания со стороны административных органов, а также учреждений, занимающихся патронажем молодых семей «группы риска» и способствовать преодолению ими трудной жизненной ситуации, формированию стабильности, сохранению семьи и повышении роли ее в воспитании детей. Одним из учреждений, занимающихся семьями, в том числе и «группы риска» являются Центры социальной помощи семье и детям. В них сложился определенный опыт работы с различными категориями семей. Его осмысление позволяет определить резервы и создать социальный проект технологии социально-педагогической работы с молодыми семьями «группы риска» [2, с. 79].

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [1, с. 301].

Семьи группы риска - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно [16, с. 165].

Темой данной работы является характеристика семей группы риска, описание данной категории семьи как объекта социальной работы, их классификация и теоретическое изложение социальной работы по решению проблемы семей группы риска.

Объект исследования курсовой работы – семьи «группы риска»

Предмет исследования – технологии социальной работы с семьями «группы риска»

Цель курсовой работы – рассмотрение понятий «семья», «семьи группы риска», особенностей технологий социальной работы, в общем, и конкретно с семьями «группы риска».

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи работы:

1.Рассмотреть семьи группы риска как объект социальной работы

2.Охарактеризовать социальные проблемы современных семей в свете социальной работы

3.Рассмотреть и апробировать технологии социальной работы с семьями группы риска.

Методы исследования: обобщение, классификация и систематизация, анализ литературы, анализ документов, анкетирование.