1.5. Анализ семей «группы риска» в Псковской области на примере гусо «Областной Центр семьи»
Задачи параграфа 1.5:
1.Охарактеризовать базу исследовании
2.Рассмотреть основные направления деятельности ГУСО «Областной центр семьи» Псковской области семьями «группы риска»;
3.Проанализировать особенности детей группы риска и социального статуса их семей
Учреждение создано приказом Управления социальной зашиты населения области № 11 от 19.02.1993 на основании распоряжения Администрации Псковской области № 77-р от 18.02.1993 как областной Центр семьи Управления социальной защиты населения области [12].
Приказом Главного государственного управления социального развития и труда Псковской области от 23.01.2006 № 42 «О переименовании и внесении изменений в Устав государственного учреждения социальной защиты населения «Областной Центр семьи» учреждение переименовано в Государственное учреждение социального обслуживания «Областной Центр семьи».
В 1996 году ГУСО «Областной Центр семьи» получил статус опорно-экспериментального учреждения социального обслуживания населения области.
В 2002 году был осуществлен переход на более высокую ступень. Присвоен статус базового экспериментального учреждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
В 2006 году ГУСО «Областной Центр семьи» закрепил полученное звание и подтвердил статус опытно-экспериментального учреждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В России таких учреждений всего пять.
Социальная помощь, представляющая собой систему социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказывается наименее защищенным слоям населения - семьям, детям, престарелым, инвалидам и т.д. Социальная помощь оказывается всем категориям нуждающегося населения.
Качество и эффективность оказания помощи семьям «группы риска» во многом зависит от взаимодействия специалистов разных служб.
Учреждение обслуживает следующие виды семей:
- малообеспеченные;
- имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- неполные;
- имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;
- многодетные;
- с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;
- семьи, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);
- семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.)
- молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;
- семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;
- находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;
- семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;
- семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии.
- семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;
- семьи, состоящим из одних пенсионеров.
Работой с семьями занимается непосредственно отдел социальной помощи семье и детям. И предназначен он для:
мониторинга социально-демографической ситуации в Псковской области, уровня благополучия семей с детьми, проживающих на территории области;
координации и методического сопровождения деятельности специалистов учреждений социального обслуживания Псковской области (межведомственных участковых социальных служб) по выявлению и учету семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, нуждающихся в социальной поддержке;
определения и предоставления необходимых семье и детям конкретных видов социально-экономических, социально-педагогических, социально-психологических, социально-бытовых и социально-правовых услуг;
поддержки семей с детьми и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
разработки, апробирования и внедрения новых социальных методик и технологий работы с различными категориями семей, в т.ч. профилактических, ориентированных на предупреждение семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности детей, на укрепление института семьи, повышения престижа материнства и отцовства, гармонизации детско-родительских отношений;
разработки методических пособий, учебно- и научно-методических пособий по организации социальной работы с различными категориями семьи и детей для специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Учреждением предоставляются следующие услуги семьям:
Социально-бытовые услуги предоставляются в следующих объемах и формах:
- содействие в получении семьями предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-бытовых услуг;
- содействие в организации предоставления услуг коммунально-бытового обслуживания.
- содействие в улучшении социально-бытовых условий;
- содействие в налаживании быта.
Дополнительные социально-бытовые услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляются в следующих объемах и формах:
Социально-бытовые услуги многодетным семьям:
- содействие в улучшении бытовых условий.
Социально-бытовые услуги молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями:
- содействие в улучшении социально-бытовых условий.
Социально-медицинские услуги предоставляются в следующих объемах и формах:
- учет семей и отдельных граждан, нуждающихся в социально-медицинской помощи;
- санитарно-просветительская работа с семьями;
- формирование и организация работы "группы здоровья" по медицинским показаниям и возрастным особенностям членов различных семей.
Социально-психологические услуги предоставляются в следующих объемах:
- распространение среди населения психологических знаний;
- организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим проблемам;
- экстренная психологическая (в том числе по телефону);
- психологическая диагностика и обследование личности (детей и родителей);
- психопрофилактическая работа;
- привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- беседы, общение, поддержание компании, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса;
- психологическое консультирование по вопросам:
а) отношений между родителями и детьми, формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;
б) предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
в) социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта;
- психотерапевтическая помощь в преодолении переживаемой кризисной ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику членов семьи (в первую очередь - детей), направленная:
а) на исправление неадекватных форм поведения родителей;
б) на проведение психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;
в) на создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми;
г) на преодоление неадекватных форм поведения лиц, страдающих психическими заболеваниями;
д) на социальную адаптацию семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта;
е) на восстановление социального статуса, нарушенных связей с семьей и социальную реабилитацию лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;
- психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей, нарушений супружеских отношений;
- психологические тренинги по снятию последствий нервно-психической напряженности и психотравмирующих ситуаций в семье, вызванных болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями, формированию личностных предпосылок для адаптации членов семьи к создавшимся условиям, по обработке новых форм и способов поведения членов семьи и психологической поддержке;
- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
- социально-психологический патронаж.
Дополнительные социально-психологические услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляются в следующих объемах и формах.
Социально-психологические услуги семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- психологическое консультирование по вопросам отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания приемных детей, по способам предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
- психологическое консультирование семей, желающих принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе осуществления выбора и приема ребенка;
- психотерапевтическая помощь родителям приемных детей в понимании их проблем, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации, в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии.
Социально-психологические услуги семьям, где есть дети с ограниченными умственными или физическими возможностями:
- психотерапевтическая помощь родителям в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;
- психологические тренинги по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации;
- психологические консультации по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностям индивидуального развития детей с ограниченными возможностями, методике семейного воспитания.
Социально-психологические услуги молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями:
- психологические консультации по вопросам формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;
- психотерапевтическая помощь по созданию в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата;
- психологическая коррекция нарушений супружеских отношений.
Социально-педагогические услуги предоставляются в следующих объемах и формах:
- организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-педагогическим проблемам;
- распространение и популяризация среди населения педагогических знаний;
- создание обществ, клубов взаимопомощи жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания;
- организация досуга (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);
- социально-педагогическое консультирование по вопросам:
а) отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методике семейного воспитания;
б) налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;
в) преодоления семейных конфликтов;
г) ранней профориентации детей и их трудоустройства;
Дополнительные социально-педагогические услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляются в следующих объемах и формах:
Социально-педагогические услуги семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- оказание педагогической помощи родителям в воспитании приемных детей с учетом их физического и психического состояния, характера и наклонностей, в предупреждении и преодолении конфликтных ситуаций с ними;
- социально-педагогическое консультирование по вопросам, касающимся особенностей индивидуального развития приемных детей, преодоления их педагогической запущенности и по методике семейного воспитания таких детей.
Социально-педагогические услуги семьям с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми:
- педагогическая коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок при воспитании детей;
- педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей, их характера и наклонностей.
Социально-педагогические услуги семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями:
- оказание педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом специфики их психического и физического состояния;
- организация и проведение игротерапии детей;
- обучение родителей основам реабилитации детей в домашних условиях;
Социально-педагогические услуги семьям, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев:
- оказание педагогической помощи в воспитании детей;
- привлечение к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях и конкурсах, клубной и кружковой работе;
Социально-педагогические услуги молодым семьям и семьям с несовершеннолетними супругами:
- обучение навыкам семейной жизни (навыкам построения адекватных отношений в семье и навыкам позитивного разрешения конфликтов);
- оказание педагогической помощи в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата;
- содействие в преодолении возникающих конфликтов, нарушений семейных и супружеских отношений.
Социально-правовые услуги предоставляются в следующих объемах и формах:
- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан;
- оказание правовой помощи;
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
- консультирование по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);
- социально-правовой патронаж семей.
Дополнительные социально-правовые услуги семьям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения предоставляются в следующих объемах и формах:
Социально-правовые услуги семьям, где допускают жестокое обращение с детьми:
- содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение;
- оказание помощи в оформлении документов для направления детей (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
Социально-правовые услуги семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев:
- помощь в оформлении документов, в первую очередь документов, удостоверяющих личность;
- оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление мер социальной поддержки, положенных им по законодательству Российской Федерации, а также документов для трудоустройства;
- проведение юридических консультаций.
Социально-правовые услуги бездетным семьям:
- оказание юридической помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей.
Социально-правовые услуги малообеспеченным, многодетным, неполным семьям, беременным женщинам, кормящим матерям и матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком:
- оказание юридической помощи в оформлении документов для осуществления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Социально-правовые услуги семьям, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии:
- содействие в оформлении представлений на родителей в комиссии по делам несовершеннолетних;
- содействие в оформлении документов на лишение родителей родительских прав;
- содействие в оформлении документов для направления детей (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
Социально-правовые услуги безработным гражданам и гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений:
- оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства.
Социально-экономические услуги предоставляются в следующих объемах и формах:
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содействие в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности;
- содействие в решении вопросов трудоустройства, выбора профессии, в поиске постоянной или временной (сезонной) работы;
- содействие в оказании материальной помощи.
В настоящее время система социальной помощи, в том числе и ГУСО «Областной Центр семьи», представляет собой сложно организованную совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, которая способствует созданию единого и гармоничного социального пространства, повышению эффективности защиты, помощи и поддержки семей «группы риска».
Для изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей мною, в содействии с ГУСО «Центром семьи» была проведена анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка» [Приложение 2]. Анкету распространяли в школах, а так же в социальных сетях.
В ходе анализа полученных анкет были выявлены следующие социальные характеристики:
Состав семьи: у исследуемых детей 54,56% составили полные семьи, но имеются и семьи, состоящие из многих поколений – 30.25%. Имеются семьи, состоящие в повторном браке -12,25, а также выявилась семья, в составе которой нет родителей, а только бабушка – 2,94%.
Школьная успеваемость у 46% исследуемых подростков удовлетворительная и у 40% школьников – хорошая. Наряду с успевающими школьниками имеются учащиеся, которые не успевают по нескольким предметам, их 14 %.
В ходе нашего исследования выяснилось, что забота о здоровье отнюдь не осознаётся как приоритетная жизненная ценность. В системе ценностей – здоровье занимает одно из последних мест. Поэтому 51,4% имеют хронические заболевания, 31,4% практически здоровы. У 14,2% подростков имеются отставания в умственном развитии, у 3% - врожденные патологии, нервно-психические заболевания.
Санитарно-жилищные условия жизни семей хорошие, 85% семей имеют благоустроенные квартиры и всего 1 семья живет совсем без удобств.
Доход низкий у 31,4% семей («живут от зарплаты до зарплаты» и «денег до зарплаты не хватает»), 50,4% семей имеют благополучное материальное положение. 18,2% - ответили на вопрос о доходе: «на повседневные расходы деньги есть, но покупка одежды вызывает трудности»
Несмотря на то, что семьи в основном полные, почти все имеют благоустроенные квартиры, уровень социального благополучия семей достаточно низкий. В 40% семей часто происходят ссоры, скандалы, один из родителей склонен к пьянству, хотя у некоторых доход семьи очень низкий. В семьях у 23% присутствует пьянство, рукоприкладство, что говорит о неблагополучии семьи. Родители двух подростков состоят на учете с диагнозом алкоголизм, асоциальное поведение. И лишь у 17,1% в семьях присутствует доброжелательность, атмосфера взаимной поддержки.
Поведение детей в школе у 43% неудовлетворительное, неоднократно были замечены в асоциальном поведении 20% исследуемых, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних 11,4% учащихся испытуемых. Вышеперечисленные показатели позволяют отнести данных детей к категории группы риска.
В городе не развито досуговое общение по интересам. В связи с этим у 31,4% подростков общение строится на основе пустого времяпрепровождения, 14,2% подростка организовали асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, а 17,1% организовали криминогенные группы, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
В связи с тем, что дети ведут асоциальный образ жизни, только у 31,45% подростков позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны. У 25,8% отсутствуют определенные цели и планы на будущее, а у 29% - жизненные цели скорее носят негативный характер, преобладают асоциальные ориентации, отсутствует установка на общественно полезный труд. Интересы подростков ограничены, у большинства детей имеются правонарушения. И лишь у двух семей (5,8%) четко определены жизненные планы, видится стремление к достижению поставленных целей.
В 49% семей эмоциональное отношение родителей к детям равнодушное, отсутствует забота, дети предоставлены сами себе, что говорит о безнадзорности детей, многие родители относятся к детям как к дополнительной проблеме. В 23% семей для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное, это в основном семья, состоящая в повторном браке. У 8,5% детей отношения с родителями напряженно-конфликтные, родители применяют различные формы насилия. В 5,8% семей эмоциональные отношения родителей с детьми строятся на основе постоянной поддержки, разумной требовательности, демократизме, создана атмосфера доверия.
При анализе характеристик набор баллов у двадцати пяти семей из тридцати четырех составил ниже 30 баллов, что предполагает принадлежность семей к группе повышенного риска. А это 73%.
Поэтому современная ситуация требует не только развития социальных учреждений, но и определения других подходов к организации помощи семьям «группы риска».
Опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи «группы риска». Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т.п.).
В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями группы риска. После длительной совместной работы специалистов центра, КДН и школ в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и центра позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.
Центру семьи необходимо оперативно и адекватно решать задачи, диктуемые жизнью. Важно умело использовать способность людей к самореализации и самоорганизации, понять, что центр должен строить свою работу в первую очередь для выявления и использования внутренних ресурсов клиентов.
Выводы по параграфу 1.5:
1.Технология социальной работы с семьями «группы риска»- система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности данной категории, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку семей, находящихся в сложной жизненной ситуации
2.ГУСО «Областной центр семьи» Псковской области предоставляет населению социальные услуги. В соответствии с Уставом ГУСО «Областной центр семьи» Псковской области осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: проведение социально-реабилитационных мероприятий и оказание гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, срочной социальной помощи, направленной на поддержание их жизнедеятельности и т.д.
3.На примере анализа, проведенного анкетированием 34 семей, можно сделать вывод, что социальная работа с семьями «группы риска» требует совершенствования, т.к. применявшиеся формы социальной помощи недостаточно учитывают индивидуальные особенности объектов социального обеспечения и не отличаются большим разнообразием.
- Содержание
- Глава I. Практическая реализация технологий социальной работы с семьями «группы риска»……………………………………………………………...Стр.6
- Введение
- Глава I. Практическая реализация технологий социальной работы с семьями группы риска
- 1.1.Система социальной поддержки семей
- 1.2 Методы и формы работы семейного социального работника с семьей «группы риска»
- 1.3.Практическая работа по преодолению проблем семей группы риска.
- 1.4.Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей «группы риска»
- 1.5. Анализ семей «группы риска» в Псковской области на примере гусо «Областной Центр семьи»
- 1.6.Предложения по дальнейшему развитию работы с семьями «группы риска»