logo search

6. Экзистенциальный анализ

Здесь мы рассмотрим лишь основные аспекты практического экзистенциального анализа как современного психотерапевтического метода. Методологической и концептуальной основой экзистенциального анализа является экзистенциальная философия Ясперса, Сартра, Хайдеггера, а также феноменология Гуссерля. Психосоматической моделью человека для экзистенциального анализа служит гуманистическая модель человека.

В современном практическом экзистенциальном анализе четко различаются два его вида: 1) содержательно-ценностный и 2) феноменологический. Первый вид оперирует наличным содержанием сознания пациентов, понимая сознание как сложную саморегулирующуюся систему. Здесь главными понятиями являются следующие: «Я», «не-Я», «Ты», «другое или другие Я», бидоминантность, бимодальность, амбитендентность, амбивалентность, аутоидентификация, аутоидентичность.

Из экзистенциальной философии взяты такие понятия, как экзистенция (сущность), экзистенциальность (существование), аутентичность (подлинность), трансцендентность (то, что находится за «скобками сознания» во внешнем мире), трансцендентальность (все внешнее сознанию), имманентность (все, что «родное» сознанию) и т.д. Очень широко в практике экзистенциального анализа используются понятия измененных состояний сознания, которые нередко вызываются искусственно. Наличное (то, что находит аналитик «здесь и сейчас» при контакте с пациентом) содержание сознания обязательно интерпретируется аналитиком.

Для содержательно-смыслового анализа важно подобрать для внутреннего состояния пациента, который находится в психосоматическом дисбалансе, какую-нибудь мифическую или литературную «ситуацию». Подобранная «ситуация» для экзистенциального аналитика одновременно служит «материалом» и «инструментом», которым работают с этим «материалом». Иногда экзистенциальные аналитики в своей практике прибегают к эзотерическим представлениям и понятиям, взятым из дзен-буддизма или йоги. Чаще всего используется представление о карме (в настоящее время к понятию метемпсихоза — переселения душ — прибегают редко; заметим, что в 70-х годах метемпсихоз был излюбленным понятием экзистенциальных аналитиков).

Второй вид экзистенциального анализа — феноменологический (опирается на феноменологию Гуссерля, который вынес все содержание сознания за его «скобки», и феноменологию Ясперса). Он в свою очередь (соответственно своим методологическим предпосылкам — Гуссерля или Ясперса) образует два подвида. Гуссерль был математиком и логиком. Его последователи в психотерапевтической феноменологии решают две задачи: 1) предельно упростить все содержание сознания — переживания пациента — до математически четких феноменов, 2) проанализировать эти феномены с позиций формальной логики. Этот подвид феноменологического анализа очень напоминает в практике метод рациональной терапии Дюбуа.

Ясперс, будучи философом и врачом, объединил в своей феноменологии экзистенциальный и клинический подходы к человеку. Прежде всего, его не устраивало, что при клиническом (синдромологическом) подходе человек рассматривается всего лишь как «часть» ведущего синдрома, как некий безликий преморбид. Феномен, по Ясперсу, в символической форме сохраняет всю уникальность личности и, вместе с тем, содержит в себе всю содержательность клинического синдрома. Например, феномен страха, как только его фиксирует психотерапевт у своего пациента, тут же « разворачивает » перед собой сразу две картины: переживания конкретной личности в конкретной (неповторимой) ситуации и «тревожный ряд», «деталью» и звеном которого является страх. Главным при построении феноменологии для Ясперса было желание не потерять больного за синдромом, оставаясь при этом на клинических (а не на философских) позициях. У Ясперса и его последователей главным является не синдром, а симптом («симптом больше синдрома», говорил Ясперс). Потому что синдром есть нечто произвольное, «сочиняемое» врачом, а симптом — то, что наполняет собой все сознание больного. Например, паническая атака (которая, кстати сказать, может быть симптомом очень разных заболеваний).

Для экзистенциального анализа (всех видов) большое значение имеет контакт с пациентом. Для того, чтобы понять феномен, в котором находится пациент, психотерапевту нужно самому войти в этот феномен имманентно, проще говоря, сопереживанием при экзистенциальном анализе не обойдешься: переживание пациента надо сделать своим. По выражению отечественного психиатра и суицидолога А.Г.Амбрумовой, «экзистенциальный анализ есть онейроид вдвоем с пациентом» (онейроид — сновидное изменение сознания, которое бывает при разных психических заболеваниях).