1. Эротизация населения: медико-социальные последствия
Для того, чтобы разобраться в очень сложном и очень важном для социальной медицины вопросе об отражении эротизации общества на состоянии общественного здоровья, начнем несколько издалека. Уже древние знали, что эрос неотделим от танатоса. Отсюда, всякая эротизация есть в то же самое время танатизация. (Внедрение сексуального желания в сознание (или подсознательное) всегда возможно в «количестве», равном количеству внедрения туда же желания смерти).
Р. фон Краффт-Эбинг, один из классиков и основоположников научной сексологии и сексопатологии, писал в начале XX в.: «Лишь очень немногие люди вполне сознают могучее влияние, оказываемое половою жизнью на чувства, мышление и поступки, как каждого отдельного человека, так и всего общества ».
Итак, есть ли нечто в тотальной эротизации населения, что не вызывало бы негативных последствий для здоровья общества в настоящем и будущем? Есть ли что-то позитивное в такой ситуации, или мы должны видеть в ней разновидность еще одного социального катаклизма? То, что коммерческая подоплека и безнадзорность со стороны органов здравоохранения, — это главные причины такого положения вещей с эротизацией, видимо, понимают все. Были попытки рассмотреть эротизацию как своего рода сексуальное просвещение, преследующее цель повысить культуру половых отношений у населения. Возможно, в какой-то степени это удалось, если считать, что появление газет, журналов, видеофильмов, CD-ROM — дисков эротического характера, специальных программ в Интернете, сексуальных услуг по телефону, наконец, клубов, — все это и есть просвещение, облегчающее половую жизнь. Ведь в цивилизованных странах все это имеет место, включая публичные дома (которых у нас пока еще нет, но уже ведутся бурные дискуссии об их нужности). Страны при этом остаются и цивилизованными, и культурными, и экономически процветающими, и никаких «повальных» болезней от избытка эротической информации на душу населения там нет.
Сексшопы — тоже проявление эротизации. Но кто их клиенты? По социологическим исследованиям, проведенным институтом социальной медицины Амстердама, 5% — любопытные (в основном, туристы), 25% — подростки (которые ничего не покупают), 70% — постоянные клиенты (судя по покупкам, страдающие хроническими сексуальными расстройствами и находящиеся под наблюдением сексолога или психоаналитика). В русских городах и городах бывшего Советского Союза, где есть сексшопы, подобные исследования не проводились и продавцам «безразлично» (мы самостоятельно провели опросы продавцов в сексшопах Москвы, Санкт-Петербурга и Каунаса), кто их покупатели, ибо каждый платит за вход да еще за просмотр «рекламных» роликов.
Мы не говорим здесь о порнографии, которая является криминалом в каждой цивилизованной стране, в том числе и в Голландии. Но вот что касается «извращений», то массовая эротизация и ее пропаганда (как и сексбизнес) отвоевали у патологии некоторые их виды. Например, в Москве и Санкт-Петербурге действуют клубы для мазохистов (следовательно, и для их партнеров-садистов). И именно здесь проходит очень зыбкая грань, отделяющая «изощрение» от болезненного извращения (если в изощренности секса можно увидеть черты особо изысканной сексуальной культуры и индивидуального эстетического вкуса, то извращение — это болезнь: то, что нуждается в лечении).
Поголовная эротизация населения отнюдь не приводит к двум аберрациям на сексуальной ниве: проституции и сексуальному насилию. Чем эротичнее ведут себя сограждане обоего пола, чем они сексуальнее, тем меньше потребности в услугах профессионалок и тем удовлетвореннее комплексы, которые могут реализовать себя через половое насилие. Проституция и половое насилие имеют совершенно другие корни (не общие, конечно), а не эротизацию. В отношении проституции сейчас столько споров лишь потому, что она предельно упростилась и связалась с перверсными клиентами. Проституция в современном обществе потеряла былой шарм запретности.
Если эротизация осуществляется как тотальное воздействие на психику населения (или отдельно взятого человека), то как всякое тотальное психотропное воздействие непременно приведет к негативным последствиям. Еще Краффт-Эбинг и Форель предупреждали, что «чрезмерное увлечение сексом невротизирует человека». Страдают, конечно, в первую очередь, подростки и пожилые люди — две категории населения, которые еще не могут или уже не могут соответствовать внедренным в их психику стандартам (стереотипам) поведения. Именно они невротизируются и психопатизируются в первую очередь, у них появляются черты отклоняющегося поведения. Эротизация плодит своеобразных социопатов, хотя основоположники сексологии предполагали, что эротизация может способствовать смягчению нравов, создать реальную почву для морали, облагородит человека.
Любые манипуляции с половым чувством чреваты самыми неожиданными последствиями. Секс не может быть простым развлечением: даже «механическое» сексуальное удовлетворение захватывает в человеке самые глубинные слои психики: те, что имеют отношение к жизни и смерти. Самое ближайшее последствие манипулирование сексуальностью — болезнь (или физическая, то есть конверсионная, или психическая). Отдаленные последствия — прогрессирующее снижение качества жизни, вплоть до псевдодементного поведения.
Единственной инстанцией, которая способна контролировать эротическую сторону жизнедеятельности общества, является социальная медицина. Только социальная медицина может исследовать и купировать такие страшные для общественного здоровья явления, как перверсии (педофилия, некрофилия, скотоложество, сексуальные психопатии). Клиническая медицина и пенитенциарная социология, которые поневоле делают перверсии своими «объектами», ничего с ними поделать не могут. Перверсного субъекта понять нормальному человеку невозможно. Проиллюстрируем сказанное признанием перверсной личности, которое приводит Ч. Ломброзо в статье «Любовь у помешанных»: «Для меня нет ничего ужаснее, как желать сделать это и не быть в состоянии: можно с ума сойти. В такие моменты я чувствую головокружение. Я ничего не вижу, ничего не боюсь, лишь бы я могла это сделать»17.
Понятно, что работа с такими личностями требует специальных знаний, которые может дать именно социальная медицина.
- Введение
- Часть 1 общая социальная медицина
- 1. Предмет и задачи социальной медицины как отрасли современного научного знания
- 2. Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения
- Глава 1 к истокам социальной медицины: становление основных понятий
- 1. Египет времен фараона Эхнатона
- 2. Гиппократ и его время. Спартанский опыт решения проблем общественного здоровья
- 3. Правление халифов: Ибн Сина (Авиценна)
- Глава 2 медицина и общество в контексте социальных потрясений XX столетия
- 1. Революции и войны: социальные последствия
- 2. Карл Ясперс: от «Общей психопатологии» к философии и социальной медицине
- 3. «Социальная гигиена» а. Гротьяна и «советская гигиена» н.А. Семашко
- 4. П.Б. Ганнушкин: к основам советской репрессивной медицины
- 5. Дж. Райл и первый Институт социальной медицины в XX веке (1940)
- 6. Расцвет социальной медицины в сша и Западной Европе после второй мировой войны
- 7. Д.В. Снежневский: Взаимосвязь власти, формы правления и социально-медицинских концепций
- 8. Предпосылки формирования современных социально-медицинских воззрений в постсоветском пространстве. Состояние медико-социальной проблемы за рубежом
- Глава 3 клиническая, профилактическая и социальная медицина: общее в различном
- 1. Социальная патология: социопатии?
- 2. Социально-биологическая проблема и медицина
- 3.Социальная защита, психологическая защита и клиника
- 5. Социальные основы психосоматической проблемы
- Глава 4 эпидемиология в социальной медицине
- 1. Эпидемиология здоровья
- 2. Вирулентность, иммунодефицит, эпидемиология
- 3. Фармакоэпидемиология и медикаментозная безопасность
- 4. Алкоголизм, токсикомании, наркомании.
- 5. Психические эпидемии и криминальные толпы
- Глава 5 социальная медицина и миграционные процессы
- 1. Компас беженца и вынужденного переселенца
- 2. Бомжи как «предмет» социальной медицины
- 3. Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья
- Глава 6 социальная медицина и чрезвычайные ситуации
- 1. Адаптация и дезадаптация: медико-социальные аспекты
- 2. Социальная реабилитация инвалидов
- 3. Инвалиды детства: «чрезвычайная ситуация в семье»
- Глава 7 долголетеие, долгожители и качество жизни
- 1. Социально-медицинские аспекты долгожительства
- 2. Долголетие и психическое здоровье
- 3. Долгожительство или качество жизни?
- 4. Долгожитель и его семья
- 5. Современные проблемы домов-интернатов для престарелых граждан
- 1. Эротизация населения: медико-социальные последствия
- 2. Педофилия как социально-медицинская проблема. Феномен Лолиты
- 3. Сексуальные меньшинства как «объект» социальной медицины
- Глава 9. Научно-технический прогресс и социальная медицина
- 1.Проблемы, общие для экологии и социальной медицины
- 1. «Врожденные преступники»: медико-социальные аспекты
- 2. Медико-деонтологические проблемы смертной казни и эвтаназии
- 3. Гениальность и психопатология: «гений и злодейство» как проблемы социальной медицины
- 4. Институт социальной медицины в современной России
- 2. Теория вопроса
- 3. Методология и методика вопроса
- Глава 2 социология, физиология и клиника типов человека
- 1. Человек как «совокупность общественных отношений»
- 2. Морфология человека
- 3. Морфология кожи
- 4. Эндокринология человека (пол и характер)
- Глава 3 биотипология половой дифференциации
- 1. Морфологические типы
- 3. Истерический тип.
- 9. Тревожно-мнительный тип.
- 2. Психосоматические версии биотипов
- Глава 4 психосоматическая проблема в современных интерпретациях
- 1. Психоаналитическая модель человека
- 2. Гуманистическая модель человека
- 3. Клиническая модель человека
- 4. Психофармакологическая модель человека
- 1. История психотерапии
- 2. Теория психотерапии
- Глава 2 методы психотерапии
- 1. Гипноз
- 2. Суггестия
- 3. Эмоционально — стрессовая психотерапия
- 4. Психоортопедия
- 5. Психоанализ
- 6. Экзистенциальный анализ
- 7. Методика «свободных ассоциаций» э.Блейлера. «Лента Мебиуса» Жака Лакана
- 8. Индивидуальная, групповая, коллективная и массовая психотерапия
- 9. Психоделическая психотерапия
- Заключение
- Библиография
- Оглавление
- Черносвитов Евгений Васильевич социальная медицина
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88