logo search

7. Методика «свободных ассоциаций» э.Блейлера. «Лента Мебиуса» Жака Лакана

Мы объединили вместе эти два психотерапевтических метода, потому что по технике выполнения они схожи; разница состоит в интерпретации их механизмов.

Э.Блейлер, известный немецкий психиатр, описал свой метод в 1919 г. в «Строении психики». Он придавал большое значение ассоциациям. Так, он писал: «В основе интеллекта лежат ассоциативные процессы, задачей которых является заново комбинировать приобретенные прежде представления по аналогии с пережитыми их сочетаниями. Если, однако, присмотреться ближе, придется признать, что этот вид мышления принципиально не отличается от простого воспроизведения прежних переживаний». Из такой установки следовало, что путем свободных ассоциаций можно извлечь из памяти все психотравмирующие переживания и таким образом исправить работу интеллекта (которая страдает при психических расстройствах, прежде всего). Ибо деятельность всех функций интеллекта, по Блейлеру, «зависит, прежде всего, от количества возможных ассоциаций».

Эксперимент свободных ассоциаций проводится просто. Пациента укладывают на удобную кушетку в затемненном помещении и предлагают вслух произносить любые слова, которые придут ему на ум. Из сказанных слов Блейлер (и его последователи) пытается составить логически связный рассказ (о психотравмирующих забытых переживаниях). При этом слова принимаются в том смысле, в котором их произносит пациент (например, после слова «спать» пациент произносит через несколько других слов «кровать»; и «спать», и «кровать» принимаются в их конкретном смысле). Карл Юнг применял метод свободных ассоциаций точно также, как и Блейлер, но придавал словам особый смысл, полагая, что «слова несут в скрытой символической форме архетипы переживаний». Психотерапия, по Блейлеру — это влияние на пациента гипнотическим и суггестивным способами, используя опосредованное внушение, через анализ потока ассоциативных слов. То же самое, по сути, и по Юнгу.

Жак Лакан (1901—1981 гг.), основатель парижской школы фрейдизма, всегда и везде называл себя ортодоксальным фрейдистом, провозгласив: «Назад, к Фрейду!». Однако его психоанализ мало напоминает классический психоанализ. Единственное, что осталось у Лакана от Фрейда, это разделение психики на сознание и бессознательное, а в психотерапевтической методике — диагностирование и лечение психических расстройств через речевые нарушения. Структурируя бессознательное как язык, Лакан при этом освобождает форму языка от содержания, иначе говоря, знак от значения. Такая формализация языка очень напоминает феноменологизацию содержания сознания экзистенциальными психоаналитиками, последователями Гуссерля.

Фрейдовскую схему «Я — Оно — Сверх-Я» Лакан заменяет языковой структурой — «реальное — воображаемое — символическое». Взаимоотношение воображаемого (переживаний и психосоматических состояний человека) и символического (его языка и невербальных культурных ценностей) составляет суть концепции Лакана, на которую опирается и его психотерапевтическая практика. Она всецело направлена на коррекцию речи, причем с формальной стороны (в оговорках, обмолвках, описках, грамматических ошибках — здесь важно лишь правописание, а не то, что «положено» в слово). Эксперимент свободных ассоциативных высказываний Лакан методологически подкрепил представлениями о взаимоотношении сознания и бессознательного, входящих в одну структуру языка, по математическому принципу односторонней поверхности — «ленты Мёбиуса». Таким образом, при свободных ассоциациях получается, что то, что находилось в бессознательном, «выплывает» в сознание; бессознательное же, в свою очередь, имеет содержанием то, что раньше находилось в сознании, и без всякой при этом необходимости вытеснения. Лакан также мистифицирует ассоциативный эксперимент, как в свое время Юнг. Только делает это на свой манер.

На самом деле, как показывает теория функциональной асимметрии, только Блейлер действительно имел дело с мышлением пациента и мог корригировать его через суждения. Корригировать мышление через речь невозможно, ибо язык есть функция поведенческая (результат деятельности левого полушария мозга), а его содержание, которое и составляет основу мышления независимо от структуры языка — например, невербальное мышление — есть функция переживания (результат деятельности правого полушария мозга).