7. Социологические исследования: общая характеристика.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, направленных на достижение единой цели – получения информации о социальном явлении либо процессе (определение В. А. Ядова).
Социсследование замечательно своей универсальностью – с одной стороны, его можно использовать для изучения социальных взаимодействий в семье, в дружеской компании, классе, студенческой группе. С другой стороны, большие коллективы исследователей изучают целые страны, группы стран и даже человечество – по заказу правительств, международных организаций, таких как ООН. Можно использовать математические, статистические методы, компьютерные программы, а можно сделать основными качественные методики.
Виды исследований.
В зависимости от целей и сложности поставленных задач:
Разведывательное. Цель – уточнение проблемы, корректировка задач, поиск содержательных гипотез. Программа и сроки сжаты, методы сбора информации минимизированы (1 метод).
Описательное. Цель – получение целостной картины социального явления, его структуры и динамики. Программа такого исследования развёрнута, инструментарий может быть очень объёмным (100 и больше вопросов в анкете), всегда комбинируется несколько методов сбора и обработки информации.
Аналитическое. Цель – установление причинных связей. Имеет очень сложную программу и методику. Проводятся такие исследования редко. Оптимальный метод – эксперимент.
В зависимости от того, в статике или в динамике изучается явление:
Точечное. Получаем информацию о явлении только на момент изучения.
Повторное. Совокупность нескольких исследований, проводимых по единой программе и инструментарию через определённые промежутки времени
В зависимости от охвата объекта исследованием:
Сплошное.
Выборочное.
Квотная. Отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями, которые называются параметрами квоты. В социологии используется часто.
Стихийная, например опрос покупателей
Метод основного массива. Опрос 60-70 процентов генеральной совокупности.
Метод снежного кома – опрошенные респонденты указывают на следующих, которых надо опросить. Применяется редко, при изучении закрытых социальных групп.
Любое социологическое исследование должно включать в себя следующие этапы.
Подготовка исследования. Получение социального заказа, формирование исследовательской группы, разработка программы, пилотаж.
Полевой (сбор первичной социологической информации)
Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка.
Анализ полученных данных (сопоставление их друг с другом, с данными других исследований, проверка на основании полученных данных гипотез), блоковый анализ – переход от совокупности данных к гипотезам и задачам исследования, формулировка выводов и рекомендаций, подготовка отчёта.
- 1.Объект и предмет социологии.
- 2. Структура социологического знания. Функции социологии.
- 3. Позитивистское направление в социологии (классический тип научности).
- 4. «Понимающая социология » г. Зиммеля и м. Вебера.
- 5. К. Маркс, ф. Энгельс: основные принципы материалистического учения об обществе.
- 6. Социально-экономические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Основные этапы её становления и развития.
- 7. Социологические исследования: общая характеристика.
- 8. Программа социологического исследования.
- 9. Анализ документов.
- 10. Социальные системы.
- 11. Социальная дифференциация. Теории социальной стратификации.
- 12. Социальная мобильность.
- 13. Средний класс.
- 14. Бедность. Маргинальность.
- 15. Социальные институты.
- 16. Социальные изменения.
- 17. Основные теории социальных изменений.
- 18. Типологии обществ
- 19. Социальный контроль
- 20. Понятие личности. Социализация
- 22. Девиантное поведение.
- 24. Понятие и признаки организаций. Виды организаций.
- 28. Социальные общности и группы
- 31. Экономическая социология: предмет, структура. Экономическое действие.
- 32. Предмет социологии образования. Образование и обучение. Образование как социальный институт.
- 33. Социология сми. Сми как социальный институт.
- 37. Семья как малая группа и как социальный институт. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, структура семьи.
- 38. Современная семья. Развод. Социальные проблемы семьи и семейной политики. Социокультурный аспект истории казахской женщины.