logo search
67 Солнцева Хорош

Развитие основных движений

Наблюдения показывают, что в первые месяцы жизни в развитии движений слепого и зрячего много общего. Отставание возникает, когда у нормальновидящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Это происходит в возрасте пяти-шести месяцев. В то же время у слепого такой контроль продолжает осуществляться лишь посредством проприоцептивной чувствительности, т. е. чувствительности мышц и сухожилий. На ранних стадиях развития движений рука учит глаз. Развитие глаз в первые месяцы жизни позволяет ребенку лишь следить за движущимся объектом, он еще не в состоянии направлять движения самих глаз по предмету, т. е. у ребенка нет рассматривания объекта, нет его зрительного поиска. Эти функции зрения развиваются позже, с развитием движений рук и с пониманием речи. Таким образом, отсутствие зрения в младенческом возрасте не оказывает отрицательного влияния на развитие основных движений и осязания.

В первые месяцы жизни слепого, как и зрячего, развитие руки, умение захватывать и отпускать предмет формируется вне зависимости от участия зрения. Манипулирование предметами является условием, способствующим развитию движений ребенка. При этом огромное значение имеют сами объективные свойства предметов, определяющие способ действия с ними.

Объективные свойства предметов формируют сенсорные функции и определяют прогресс координационных механизмов и предметных действий. Предметные действия возникают на достаточно высоком уровне сенсорной организации ребенка и предполагают взаимодействие анализаторов всех видов. При этом большое значение в отражении свойств предметов и узнавании их имеет развитие гаптико-кинестетических восприятий, т. е. осязательных и двигательных восприятий, принимающих участие также и в формировании зрительных образов.

Упражнение и развитие двигательного аппарата младенца происходит одновременно с совершенствованием кожно-механических анализаторов. Прикосновение, поглаживание и давление на кожу вызывают у ребенка разнообразные движения. Психолог Н. И. Голубева отметила на третьем месяце жизни противопоставление большого пальца всем остальным, появление на четвертом месяце манипуляций с предметами. У ребенка в это время начинают сжиматься и разжиматься пальцы рук, что способствует осуществлению предметных действий, в результате которых возрастает двигательно-тактильная активность рук. Это имеет особенно важное значение в психическом развитии слепого, так как именно здесь заложены потенциальные возможности для формирования осязательного поля восприятия. Независимость развития движения и двигательных манипуляций от зрения в этом возрасте способствует тому, что к трем-четырем месяцам жизни нервно-двигательный аппарат слепого ребенка готов к гаптическому осязательному восприятию и служит основой, обеспечивающей создание осязательного поля восприятия и переход к дифференциации слуховых восприятий, значение которых заключается в возможности реагирования и организации поведения на дистантный, т. е. находящийся на каком-то расстоянии, раздражитель. Развитие слухового восприятия обеспечивает также формирование речи ребенка, становящейся в дальнейшем одним из важнейших каналов компенсации слепоты.

В четыре-пять месяцев как у слепых, так и у зрячих детей быстро прогрессирует тактильная чувствительность и кинестезия, т. е. осязательная и двигательная чувствительности. Прогресс связан с эволюцией двигательных рефлексов, на базе которых формируется сложная система произвольных движений манипулирования. Однако в дальнейшем у зрячих происходит изменение взаимоотношений между зрением и осязанием, зрением и координацией движений. Новое образующееся единство зрения и гаптики развивается за счет господства зрительного образа и опосредствования им кинестетики и гаптики. Этому способствует переход зрячего ребенка в сидячее положение, обеспечивающие ему лучшие условия для координации руки и глаза. Именно в пять-шесть месяцев роль зрения в коррекции движений нормально видящего ребенка усиливается. Для слепого же отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев.

В этот период развития движения у слепых детей появляются “блиндесмены” или стереотипия в движениях. Стереотипные движения выражают стремление ребенка к ритмичным движениям. При отсутствии педагогического воздействия они лишаются правильной стимуляции и становятся навязчивым стереотипом. Причина появления стереотипных движений у слепых детей до сих пор не ясна. Некоторые тифлопедагоги видят причину появления в плохих социальных и педагогических условиях воспитания. В соответствии с возрастными особенностями слепых детей и характером развития их движений в раннем и младенческом возрасте появляются стереотипные движения рук, надавливание глаз, качание головой, которые сохраняются длительное время и искореняются с большим трудом. Именно отсутствие зрительной коррекции ограничивает развитие тонкой моторики рук слепого, поскольку для нее очень важна координирующая роль зрения. Вследствие отсутствия зрения ребенок спонтанно не протягивает руку к предмету, чтобы его схватить. Ребенок может легко стать пассивным, если не давать ему исследовать осязательно предметы окружения. Важную роль играет здесь становление координации: рот-рука или рука-рука.

Для нормально видящего младенца именно зрительные раздражения оказываются первыми и очень важными факторами, активизирующими и стимулирующими его психическую деятельность. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции и становится причиной меньшей активности, что к возрасту трех-четырех месяцев приводит ребенка к отставанию в психическом развитии.

Зрение играет жизненно важную роль в обучении движениям и контроле за ними у зрячих маленьких детей. Когда зрячий ребенок поднимает голову, он видит много интересных новых движений и ярко окрашенных объектов. И для него это значительно интересней, чем белый однообразный потолок над ним и простыня около него. Он быстро учится контролю за движением головы.

В пять-шесть месяцев он уже хочет сесть, чтобы наблюдать и видеть все вокруг себя, а позже он пытается встать на ножки, чтобы видеть еще больше. В девять-десять месяцев он пытается ползать по всему помещению, чтобы ближе познакомиться с окружающими его предметами. Он замечает и достает игрушки из коробки или шкафа и поднимает их с пола. Все эти умения активизируются с помощью зрения.

Младенец с значительным нарушением зрения или с отсутствием зрения не знает о существовании окружающих его предметов, и поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме и качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому.

Родителям, воспитывающим слепого ребенка, необходимо знать, что надо делать, чтобы упражнения в активном движении помогали ребенку научиться делать все точно и правильно и чтобы они доставляли ему удовольствие.

Лежа на спине в кроватке, ребенок с недостатками зрения не может ничему научиться. Он настолько нетребователен, что занятая мать может оставлять его одного до тех пор, пока ребенок доволен. Между тем проходит несколько месяцев и у родителей возникает тревога, из-за того, что малыш не прогрессирует в своем развитии, как это происходит со зрячим ребенком. В связи с этим очень часто слепой ребенок семи, а порой и восьми месяцев неспособен держать голову, игрушку в руке просто потому, что родители не знали, что они должны были его этому научить.

Часто детей с нарушением зрения, отставанием в моторном развитии и навязчивыми движениями считают умственно отсталыми и неспособными к обучению, несмотря на то, что у них нормальный интеллект, но в раннем возрасте им не были созданы условия для обучения. Ведь слепого ребенка многому из того, чем овладевает зрячий, подражая взрослому, приходится учить.

Когда младенец лежит в своей кроватке, необходимо менять его положение так, чтобы у него не выработалась привычка лежать или на спине, или на животе, или на определенном боку. Дети, которые привыкли лежать только на спине, неохотно перевертываются на живот, когда приходит время учиться ползать. Те, кто привык спать только на животе, когда их хотят обучить ползать и кладут на ковер, думают, что их укладывают спать и не проявляют активности.

Многие родители слепых детей сами придумывают различные приспособления и, подвешивая их к детской кроватке так, чтобы малыш мог достать их рукой, коснуться ногой, возбуждают его внимание. Если ребенок имеет остаточное зрение, то следует подвешивать к кроватке небольшие легкие светлые и блестящие предметы, издающие звук при касании, колокольчики, погремушки, бусы и т. д. В дальнейшем эти игрушки могут быть использованы для обучения ребенка активному хватанию и действию с ними.

Тотально слепому малышу, страдающему церебральным параличом, клали в кроватку или подвешивали над ней большой озвученный мяч. Родители несколько раз просыпались ночью из-за его звучания, потому что малыш счастливо играл с мячом, ударяя по нему ножками. Для разнообразия маленький ребенок может лежать на диване или в кресле, упираясь ножками в ручки кресла или дивана. В кроватку к малышу можно положить хрустящую фольгу так, чтобы ребенок мог доставать ее ножками и слушать производимый им самим шум. Маленькие колокольчики, пришитые к носкам ползунков, делают для слепого малыша приятным простое брыкание. Это необходимо делать еще до того, как ребенок сможет сочетать звуки, которые он слышит, с тем, как он двигает своими ножками. Зрячие дети обращают внимание на свои ноги, видя их движущимися. Слепым и слабовидящим малышам необходимо как можно раньше помочь понять, что у них есть ноги, что они могут ими двигать.

Контроль за движением головы. Родители должны найти пути, которые делали бы для ребенка интересным и “занимательным” упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на животе, и он скоро начинает поднимать свою головку и переворачиваться с одной стороны на другую. Дети любят, когда их гладят - это не только приятно, но и говорит им о том, что их любят.

Прикосновение щеки малыша к щеке матери или отца, когда они ласково с ним разговаривают, приятно малышу, и скоро он начинает экспериментировать со своей головкой, двигая ее то к щеке родителей, то отклоняя ее обратно. Находиться на руках у матери или отца, близко прижимаясь к их лицу, для ребенка значительно интереснее, чем лежать в кроватке. Это стимулирует его самоконтроль за движением головы, вызывает желание быть вместе с людьми.

Необходимо класть малыша на животик к себе на колени и, гладя, разговаривая с ним, слегка похлопывая, упражнять его в держании головки вверх. Можно положить малыша к себе на грудь, разговаривать с ним, и его головка будет подниматься на голос.

В книге “Видит ли Ваш ребенок” авторы приводят пример с отцом маленького слепого Робби: “Несколько лет назад любитель хоккея регулярно обсуждал достоинства команд “Монреал Канадиенс” и “Чикагских Черных соколов” со своим слепым сыном младенческого возраста в то время, когда держал его на руках или играл с Робби. Робби не только научился держать голову, но развил такой интерес к хоккею, что в возрасте пяти лет он знал имена игроков всех команд Национальной Хоккейной Лиги, следил за первенством команд” *.

В три-четыре недели можно обучать ребенка контролировать движения головы. Иногда родители считают, что их ребенок слишком хрупкий, чтобы держать голову, и они продолжают поддерживать ее до десяти-двенадцати месяцев, когда берут его на руки.

________

* Scott E.R., Jan J.E., Freeman R.D. Can,t your child see.-1977.

Специальные рюкзаки, при помощи которых можно укрепить ребенка на груди пли па спине, дают возможность малышу, когда он еще мал и легок, быть рядом с родителями, чувствовать запахи, исходящие от каждого человека, слышать звуки голоса. Находясь в таком положении, он приобретает значительно больше опыта и знаний об окружающем мире, чем если бы он просто лежал в кроватке.

Во время смены пеленок родители должны упражнять ребенка в движении, играть с ним. Для этого надо взять его за ручки и медленно поднимать вверх до положения сидя. Выполняя это упражнение, надо говорить “поднимаемся вверх”, “опускаемся вниз”. Занятия можно прекратить, когда ребенок сможет самостоятельно сесть.

Постепенно ребенок начнет выпрямлять и напрягать ручки, когда его поднимают. Через некоторое время он будет выпрямлять ножки и его можно будет поднимать на них на несколько секунд.

Начиная с трех месяцев, ребенок должен два или три раза в день лежать на полу на одеяле или на ковре на животе с небольшим отдыхом на спине. Его нужно подбадривать в держании головки вверх, при стремлении подняться на локотках. В это время с ним надо говорить, играть для того, чтобы он любил быть на полу. Небольшие блестящие интересные игрушки должны возбуждать у него стремление к движению на полу. Их необходимо разложить таким образом, чтобы он мог дотянуться до них руками.

Перевертывание со спины на живот. Дети с недостатками зрения как правило, предпочитают лежать только на спине.

Авторы книги “Видит ли Ваш ребенок?” предлагают родителям представить черепаху, перевернутую на спину “Если Вы подумаете о том, как беспомощна черепаха, которую перевертывают на спину, может быть, Вы представите и поймете, насколько больше движений может быть у младенца, если его перевернуть в положение на живот” *. Лежа на животе ребенок учится двигаться с помощью ног. Когда малыш устанет, он сам попытается перевернуться на спину, но при этом ему нужно помочь, так как при перевертывании ему мешают руки. После первого удачного перевертывания ребенок будет пытаться самостоятельно перевертываться со спины на живот. Свободно переворачиваться с живота на спину он начнет через месяц. Обычно это происходит в семь-восемь месяцев.

Сидение. Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться, тогда как их зрячие сверстники пытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы.

Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он не сможет узнать что-либо новое.

Слепые младенцы, не получая зрительной информации от окружающего, не знают, где верх, где низ, и должны научиться этому. Для того, как слепой малыш сможет самостоятельно сидеть, он должен научиться балансировать с помощью мускульного чувства без зрительного контроля. Когда он еще очень мал (в возрасте от шести до восьми недель), следует сажать его себе на колени так, чтобы он спиной опирался на тело матери, и постепенно малыш привыкнет находиться в сидячем положении, ему это будет нравиться.

________

* Scott E.R., Jan J.S., Freeman R.D. Can,t your child see.-1977.

Когда ребенок держит голову, его можно сажать в угол дивана, примерно, на полчаса. В это время с ним надо разговаривать, прикасаться к нему, чтобы он чувствовал, что с ним рядом находится кто-то из близких.

В четыре месяца малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях в то время, когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая его за запястья. Он будет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее он научится балансировать только держась за чей-нибудь палец.

По мере того, как движения ребенка при балансировании станут более свободными и умелыми, можно научить его “езде на отцовской ноге” и т. д.

В шесть месяцев ребенок может сидеть некоторое время в углу манежа. Манеж можно заменить картонной коробкой и возить ребенка на полу, играя в машинку.

В семь-восемь месяцев ребенка можно сажать на высокий стульчик во время еды. Первые несколько недель привязывайте его к спинке стула пеленкой или полотенцем через грудь и под мышками. Как только он кончил еду, снимите его со стула, иначе он будет ассоциировать высокий стульчик с неприятными ощущениями, вызванными ограничением его движений.

Ко времени от восьми до одиннадцати месяцев ребенок должен сидеть на полу самостоятельно, без поддержки, и научиться садиться из лежачего положения и ложиться.

Слепой ребенок может длительное время сидеть, ничем не занимаясь, однако он должен научиться получать удовольствие, когда сидит, играя или во время еды. Если ребенка сажать на стул, обеспечивающий полную поддержку, то он не научится сидеть самостоятельно. Такие стулья хороши, когда малыша сажают за стол. Но в остальное время ему надо давать возможность сидеть на неустойчивом, качающемся коне-качалке или стуле-качалке, в углу манежа, на высоком стуле, на качелях или просто на полу, поощряя его ласковым голосом. Игрушки, которые прикреплены к высокому детскому стульчику, можно снять во время еды.

Движения рук. Зрячий ребенок в возрасте около четырех месяцев обнаруживает, что у него есть руки. Определенное время он находит это очень забавным и интересным, наблюдая, как они двигаются. Потом он открывает для себя, что может свести их вместе. Это дает ему новые возможности в развитии движений. Он играет руками, сжимает и разжимает кулачки.

Некоторые слепые дети обнаруживают свои руки самостоятельно. Но родители должны помогать слепому ребенку: играть с ним в игры типа “Сорока-сорока”, разговаривая с ним, загибать его пальчики, поднимать ручки, его пальчиком щекотать ладошку, во время купания ручками ребенка похлопать по воде, погладить его ручкой животик. При кормлении ручки ребенка положить на бутылочку, и он будет учиться держать ее самостоятельно.

Ребенка можно научить держать легкую игрушку, специально сконструированные маленькие погремушки, пластиковые колечки, подвешенные на нити. Очень большой или очень тяжелой игрушкой ребенок может ушибиться.

Постоянно меняйте игрушки, находящиеся рядом с малышом во время его бодрствования, чтобы он мог искать их. Помогите ему искать упавшую игрушку, положив его ручку на свою и двигая ею в разные стороны до тех пор, пока не коснетесь игрушки рукой ребенка. При этом необходимо комментировать действия, например: “Вот она уточка, ты ее нашел”. Постепенно ребенок начнет понимать, что упавшая игрушка рядом и ее можно найти.

Родители должны помнить, что единственная возможность для слепого ребенка знать, что объекты (например, игрушки) находятся рядом - это ощупать их, или слышать их. Прикосновение и отыскивание - основные навыки, необходимые в познании окружающего мира.

Примерно в возрасте около семи или восьми месяцев малыш начнет брать игрушки в рот. К этому времени он должен держать и есть печенье, сухари, яблоко и т. д.

Детей со зрительной недостаточностью игрушка не привлекает яркостью, блеском. Она им интересна, когда издает звук, а также когда предмет заинтересует их вкусом, запахом или интересной формой.

Родители должны быть изобретательны в подборе предметов для игры. Легкие маленькие погремушки, большие пирамидки, пластиковые формы, диски на короткой цепочке, маленькие и большие резиновые игрушки, бусы на крепких нитях, музыкальные игрушки, качалки, кухонный инвентарь - все это возбуждает ребенка, он старается руками все потрогать, схватить.

Пушистые меховые игрушки в раннем возрасте отпугивают ребенка, он боится их трогать. Но к четырем-пяти годам пушистые меховые игрушки, изображающие зверей, становятся одними из самых любимых.