§ 25. Организация социально-культурной деятельности в государственных, отраслевых, муниципальных учреждениях культуры и общественных организациях.
Современные учреждения культуры имеют различный гражданско-правовой статус. Они могут функционировать в форме федеральных, муниципальных, отраслевых, ведомственных, частных учреждений или принадлежать общественным организациям и объединениям. Их разветвленная сеть чаще всего характеризуется по территориальному признаку в зависимости от месторасположения. В России сложились различные виды учреждений культуры: клубные учреждения, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные и культурно-спортивные комплексы, парки культуры и отдыха. Кроме этого в социально-культурной сфере существует большое количество самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров и ассоциаций.
Самым распространенным видом учреждений культуры является клуб. Особенностью социально-культурной деятельности клубных учреждений является их полифункциональность. Клуб – обобщенное понятие, которое охватывает такие учреждения как дворцы и дома культуры, клубы и дома офицеров, актеров, писателей, архитекторов, учителей, клубы учебных заведений, воинских частей и т.д. Между клубными учреждениями нет принципиальной разницы, их отличают лишь возможности, объем и масштаб проводимой социально-культурной деятельности.
В нашей стране самым распространенным клубным учреждением является районный Дом культуры (РДК), имеющийся в каждом центре муниципального образования. Учредителем районного Дома культуры выступает администрация соответствующего района. Основной задачей РДК является проведение социально-культурной деятельности среди населения, а так же оказание методической помощи всем муниципальным учреждениям культуры района.
Районный Дом культуры работает как юридическое лицо, имеет самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Основными источниками финансирования РДК являются перечисления из местного бюджета и доходы от проводимых социально-культурных мероприятий. В зависимости от объема и направлений проводимой работы, районный Дом культуры имеет следующие структурные подразделения: отдел культурно-художественного обслуживания, отдел киновидеопроката, методический отдел, отдел кружковой работы, библиотеку, бухгалтерию и хозяйственную часть.
Учредителем большинства учреждений культуры промышленных, сельскохозяйственных, строительных, транспортных предприятий являются местные организации профессиональных союзов. Они подразделяются на три структурные категории: а) обслуживающие работников одного предприятия, учреждения или учебного заведения; б) обслуживающие работников нескольких предприятий этой отрасли в данном районе; в) находящиеся в непосредственном подчинении областного или отраслевого комитета профсоюзов.
Библиотеки являются широко распространенным учреждением культуры. Они осуществляют сбор книг и других печатных изданий, их систематизацию, хранение, популяризацию и организуют работу с читателями. В зависимости от содержания книжного фонда, методов его обработки, хранения и пользования, библиотеки делятся на две основные категории: массовые с универсальными книжными фондами и специальные по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности.
Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские библиотеки. Районная библиотека находится в ведении отдела культуры администрации района. У нее есть абонементный отдел для выдачи книг на дом, читальный зал, передвижной фонд и, при отсутствии в районе самостоятельной детской библиотеки, детское отделение. Районная библиотека, наряду с обслуживанием населения, координирует деятельность всех библиотечных учреждений района, осуществляет их методическое обеспечение и составляет единые межведомственные планы библиотечного обслуживания жителей района. Она организует справочно-библиографическую и консультационную работу для работников всех библиотек района.
Основная задача областной (краевой) библиотеки состоит в разработке теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществлении научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками и контроля их работы. В последнее время получают развитие негосударственные платные библиотеки. В государственных библиотеках расширяется перечень предоставляемых платных услуг: тематический подбор литературы, перенос информации на числовые носители, обеспечение доступа в электронные библиотеки и др.
Специальные библиотеки функционирую в институтах Российской академии наук, республиканских и отраслевых академиях, научных учреждениях, научно-исследовательских институтах, театрах, музеях, учебных заведениях, промышленных предприятиях. К ним также относятся музыкально-нотные, военные, научно-технические и технические библиотеки и библиотеки для инвалидов по зрению. Они комплектуются специальной литературой, которая соответствует нормативной деятельности учреждения и запросам читателей.
Музеи занимают важное место в культурной жизни российского общества. Их основной задачей является сбор, хранение и экспонирование культурных ценностей. Являясь учреждениями культуры, музеи ведут также большую культурно-познавательную деятельность. В них организуется чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы. Крупные музеи занимаются научно-исследовательской работой по истории культуры. Основные профили музеев: исторические, краеведческие, мемориальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.
Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр, предназначенный для осуществления показа кинофильмов населению. Они бывают стационарными или передвижными. Основное помещение кинотеатра – зрительный зал, оснащенный кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном и громкоговорителями. По величине экрана кинотеатры делятся на широкоэкранные и обычного формата. В настоящее время большинство кинотеатров преобразуются в киноцентры, где увеличен набор познавательных и досуговых услуг.
Центры досуга представляют собой новый уровень развития клубных учреждений. Их главной задачей является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения. Это достигается более широким предоставлением населению платных культурно-оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Центры досуга сосредотачивают в одном здании полный комплекс услуг отдыха, развлечения и рекреации. В основу организации центров досуга положены принципы коллективного самоуправления, полной самоокупаемости и индивидуального членства.
Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи. Их создание направлено на укрепление материальной базы и повышение качества культурного обслуживания населения. В состав районного культурного комплекса могут входить РДК, профсоюзный дом культуры, районные библиотеки (для взрослых и детей), кинотеатр, детская школа искусств, художественно-оформительская мастерская, книжные магазины книготорга и районо, автоклуб, парк культуры и отдыха, парикмахерская, салон одежды и др.
Культурно-спортивные комплексы являются разновидностью культурных комплексов и включают в себя сеть театров, концертных залов, кинотеатров, парков, клубов, музеев, стадионов, спортзалов, футбольных полей, спортивных площадок, плавательных бассейнов, детских клубов и кружков, различных добровольных обществ (охотников и рыболовов, любителей книги).
Молодежные центры досуга функционируют по принципу центров досуга. Доход молодежного центра досуга является источником производственного и социального развития, оплаты труда, он находится в распоряжении центра и используется им самостоятельно. Молодежные кафе имеют задачу создания благоприятных условий для организации отдыха молодежи. В этих целях они оснащаются удобной мебелью, торгово-бытовым оборудованием, музыкальными инструментами, звуко- и видеоаппаратурой. Большое значение в их деятельности имеет художественное оформление интерьера и создание собственного имиджа.
Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития людей и организации их досуга на открытом воздухе. В парках должны быть предусмотрены возможности для формирования экологического сознания людей, познавательно-просветительской работы, развлечений, эмоциональной разрядки и снятия утомления.
Вопросы для самопроверки:
Перечислите основные виды учреждений культуры, функционирующие в Российской Федерации.
Дайте характеристику социально-культурной деятельности клубных учреждений.
Назовите состав и функции массовых библиотек.
В чем заключается особенность социально-культурной деятельности музеев?
Раскройте основные принципы организации центров досуга.
Дайте характеристику социально-культурной деятельности культурных (культурно-спортивных) комплексов.
Дайте характеристику социально-культурной деятельности парков культуры и отдыха.
- Глава 3. Субъекты социально-культурной деятельности.
- § 22. Личность военнослужащего как субъект и объект социально-культурной деятельности в вс рф. Социально-культурная адекватность личности военнослужащего.
- § 23. Воинские коллективы как субъекты и объекты социально-культурной деятельности в вс рф.
- § 24. Семья как субъект социально-культурной деятельности.
- § 25. Организация социально-культурной деятельности в государственных, отраслевых, муниципальных учреждениях культуры и общественных организациях.
- § 26. Социально-культурная деятельность рекреационно-оздоровительных и санаторно-курортных предприятий и учреждений.
- § 27. Особенности социально-культурной деятельности военных учреждений культуры.
- § 28. Ресурсная база социально-культурной деятельности в вс рф.
- § 29. Уровни и формы социально-культурной деятельности.
- § 30. Сущность современной социально-культурной политики государства.
- § 31. Этнография социально-культурной деятельности.
- § 32. Современный статус специалиста социально-культурной деятельности в вс рф.