logo
ТЕОР

§ 28. Ресурсная база социально-культурной деятельности в вс рф.

Ресурсная база социально-культурной деятельности в ВС РФ – совокупность нормативных, кадровых, финансовых, материальных, технических, творческих, организационных и других ресурсов, обеспечивающих эффективное проведение социально-культурной деятельности в воинских частях и подразделениях ВС РФ.

Элементы ресурсной базы социально-культурной деятельности:

- нормативно-правовая база;

- кадровый ресурс и система подготовки специалистов;

- финансовый ресурс;

- материально-технический ресурс;

- творческий ресурс;

- организационные условия деятельности.

Важнейшее значение имеет нормативно-правовая база социально-культурной деятельности военных учреждений культуры. Под нормативно-правовой базой понимается совокупность правовых и нормативных документов, регулирующих документов, регулирующих как саму социально-культурную деятельность в ВС РФ, так и ее всестороннее обеспечение.

Деятельность театров, музеев, студий, Домов офицеров, офицерских клубов, клубов и библиотек воинских частей строится на Конституции Российской Федерации (ст. 44), Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Законах Российской Федерации «О статусе военнослужа­щих» (ст. 19), «О библиотечном деле», «О днях воинской славы (победных днях) России», «О музейном фонде Российской Феде­рации и музеях в Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации», Уставе внутренней службы ВС РФ (ст. 6, 52, 75, 133, 143, 160, 180, 183, 225, 227, 230; прил. 13, 15), Уставе гарнизонной и караульной служб ВС РФ (ст. 248), директиве Министра обороны РФ № Д-64 «Об организации культурно-досуговой работы в Воо­руженных Силах Российской Федерации» (1993 г.), приказах Министра обороны РФ № 226 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» (1995 г.), № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах» (1995 г.), № 300 «О введении в действие Руководства по библиотечному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации» (1995 г.), № 283 «О днях воинской славы (победных днях) России» (1996 г.), № 2 «О порядке обеспечения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами воспитания, полиграфическим оборудованием и культурно-досуговым имуще­ством» (1996 г.), № 235 «О Домах офицеров, офицерских клубах, и клубах воин­ских частей Вооруженных Сил Российской Федерации» (1997 г.), № 343 «Об утверждении Положения о музеях, образованиях му­зейного типа и комнатах воинской славы Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации» (1997 г.), № 389 «Об утверждении Положения о центральных военных учреждениях культуры» (1998 г.).

Кроме того, к нормативной базе социально-культурной деятельности относятся приказы по ее организации и проведению, издаваемые военным командованием на всех уровнях, положения и уставы военных учреждений культуры.

Важнейшим ресурсом социально-культурной деятельности является кадровый ресурс, который подразделяется на три основных категории: руководители военных учреждений культуры, специалисты и творческие работники культуры, технический и вспомогательный персонал. От подготовленности специалистов первых двух категорий в значительной мере зависит успех деятельности военных учреждений культуры. Профессиональная подготовка руководителей – менеджеров социально-культурной деятельности для ВС РФ осуществляется на факультете культуры и журналистики Военного университета МО РФ (г. Москва). Серьезным подспорьем для повышения профессиональной квалификации специалистов социально-культурной деятельности являются учебно-методические сборы и семинары, регулярно проводимые в гарнизонах, соединениях, объединениях, военных округах и на флотах.

Офицер по организации досуга – начальник клуба полка (ко­рабля I ранга) является основным кадровым звеном системы социально-культурной деятельности в ВС РФ. Он отвечает за организацию и проведение этой работы в воинской части (на корабле). В его обязанности входит планирование и организация социально-культурной деятельности с военнослужащими в различных условиях службы (в боевой обстановке, на учениях, в повседневной жизни), организация работы и руководство клубом и библиотекой воинской части, планирование и проведение культурно-массовых меро­приятий в предвыходные, выходные и празд­ничные дни, развитие самодеятельного творчества личного состава и культурно-шефских связей, взаимодействие с органами государственной власти на местах, учреждениями куль­туры, общественными, творческими объединениями, мастерами культуры в интересах эстетического воспитания военнослужащих, выработка предложений и участие в наглядно-художественном оформлении служебных, учебных и казарменных помещений, тер­риторий военных и жилых городков, обеспечение кино-, теле-, видео- и радиообслуживания военнослужащих, изучение и удовлетворение их эстетических интересов и запро­сов, организация работы по оформлению комнат (каю­т) боевой славы, комнат досуга личного состава подразделений, осуществление регулярного контроля тех­нического состояния и правильности использования и эксплуатации технических средств воспитания, обеспечение его своевременного ремонта, замены и списания, обеспечение пожарной безопасности в клубе, организация подписки на периодические издания, оказание помощи командирам подразделений в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий с офицерами, пра­порщиками (мичманами) и членами их семей.

Руководителям военных учреждений культуры, функционирующих в качестве юридического лица, в отношении кадрового ресурса пре­доставлены права принимать на работу и увольнять с работы лиц гражданского персонала, определять их необходимую численность и утверждать штатные расписания, устанав­ливать им должностные оклады, устанавливать доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняешь работ, определять порядок, показатели и размеры премирования.

Для успешной организации социально-культурной деятельности в войсках огромное значение имеет финансовый ресурс. Денежные средства требуются при проведении культурных мероприятий, для содержания и эксплуатации помещений военных учреждений культуры, оплаты труда штатных работников и привлекаемых специалистов.

Согласно постановлению правительства РФ № 609 от 26 июня 1995 года «Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» источниками финансирования социально-культурной деятельности в ВС РФ являются:

- ассигнования из государственного бюджета, ежегодно определяемые по смете Министерства обороны РФ;

- сборы от продажи билетов, реализации творческой продукции, других видов хозяйственной деятельности и оказания платных услуг военнослужащим, членам их семей, а также населению;

- поступления от проведения работ и мероприятий, оказание услуг по договорам с государственными, кооперативными и общественными организациями;

- поступления из фондов развития культуры и искусства.

По своему содержанию расходы на организацию социально-культурной деятельности делятся на нормированные и ненормированные. Финансовое нормирование выражается в установлении единых измерителей затрат денежных средств по объектам финансирования, имеющим одинаковые производственные признаки и объем деятельности. Кроме нормированных расходов, воинские части и военные учреждения культуры осуществляют текущие ненормирование расходы на приобретение и ремонт культурно-досугового имущества, оформительские работы, организацию культурно-массовых мероприятий и др. К материальным и приравненным к ним расходам относятся начисления на заработную плату, коммунальные, канцелярские и хо­зяйственные расходы, расходы на командировки, приобретение книг для библиотек, инвентаря, оборудования и прочие расходы. Накопленные и неиспользованные средства фондов военных учреждений культуры в доход федерального бюджета не сда­ются, а остаются в их распоряжении и используются по назначению в новом бюджетном году.

В воинских частях потребность в денежных средствах на социально-культурную деятельность исчисляется методом прямого подсчета по сложившимся нормам расходов (исходя из количества личного состава, наличия и количества клубов, библиотек, комнат досуга, намечаемых мероприятий). Смета-расчет включается в общегодовую смету воинской части, которая утверждается вышестоящим финансовым органом.

Клуб воинской части самостоятельного финансового хозяйства не ведет, все его финансовые операции осуществляются через финансовую службу части. Дом офицеров, офицерский клуб, матросский клуб имеет самостоятельное финансовое хозяйство, составляя на каждый год финансовую смету, включающую доходную и расходную часть. За выполнение финансовой сметы несет ответственность начальник военного учреждения культуры.

Все средства, поступающие в военные учреждения культуры из различных источников, кроме выделяемых им по смете Министерства обороны РФ на капитальный и текущий ремонт зданий, мебели, табельного оборудования и имущества, автотранспорта, выплат денежного довольствия, подъемных пособий, а также ком­пенсаций взамен других видов довольствия военнослужащим, включа­ются в доход учреждений и составляют их единый фонд финансовых средств. В военных учреждениях культуры за счет средств общего дохода формируются следующие фонды: творческо-производственного и социального развития; заработной платы; материального поощрения; оплаты труда.

Большое значение для успешной деятельности культурных учреждений армии и флота имеет материально-технический ресурс – здания, помещения, оборудование, материальные средства и ценности, технические средства и культурно-досуговое имущество.

Современный клуб, Дом офицеров, музей должны обладать необходимым количеством помещений, должным образом оборудованных для проведения социально-культурных мероприятий, текущей работы персонала. В Вооруженных Силах РФ действуют нормы, в соответствии с которыми общая вместительность клуба. Дома офицеров определяется из расчета 0,9–1,0 м2 на одного человека исходя из количества мест в зрительном зале. Типовой зрительный зал должен вмещать не менее 1/3 общей численности личного состава части.

Здания военных учреждений культуры должны проектироваться с учетом климатических, сейсмических и других условий в местах дислокации воинских частей и военных гарнизонов. Они должны располагаться, как правило, на центральной площади военного городка. Само клубное здание должно содержаться в хорошем состоянии, подходы к нему, приклубная территория должны быть благоустроены, озеленены и красиво оформлены.

Клубные помещения делятся на три основные группы: помещения для массово-зрелищной работы (зрительный зал, сцена, артистические и гримерные комнаты), помещения для клубно-кружковой работы и хозяйственно-обслуживающие помещения). Особое значение имеет функциональное оборудование: мебель, художественные произведения, убранство и одежда сцены, технические средства, электрооборудование, противопожарное и санитарно-техническое оборудование. Отделка и убранство клуба, Дома офицеров должно отвечать четырем основным требованиям: все должно быть удобно, уютно, красиво и просто. Технические средства и культурно-досуговое имущество, используемые в военных учреждениях культуры, подразделяются на четыре вида: штатно-табельные, табельные, нетабельные, расходные и эксплуатационные материалы.

Творческий ресурс социально-культурной деятельности состоит из творческого потенциала ее участников, а также наличия и возможности использования произведений культуры и искусства при организации и проведении культурной работы среди военнослужащих. Создание творческого ресурса – одна из самых трудных и значимых задач руководителя военного учреждения культуры.

Путями формирования творческого потенциала социально-культурной деятельности в воинской части (военном учреждении культуры) являются: отбор и привлечение к участию в социально-культурных мероприятиях военнослужащих и членов их семей, имеющих способности к музыкальному, танцевальному, художественному и другому творчеству; развитие творческих способностей у лиц, проявляющих интерес к социально-культурной деятельности; популяризация творческих кружков и коллективов самодеятельного народного и технического творчества; предоставление условий для индивидуального культурного творчества и самовыражения.

Формированию творческого потенциала способствует деятельность, направленная на создание в военном учреждении культуры фондов и запасов различных культурных ценностей: книг, журналов, справочников, партитур, сценариев, пьес, записей музыкальных и литературных произведений, кино-, видеоматериалов, сценических костюмов, грима, элементов художественного оформления и бутафории. Немаловажным направлением является формирование в ходе социально-культурной деятельности творческой атмосферы среди участников. Огромную роль в этом деле играет творческий настрой самого руководителя военного учреждения культуры.

Организационные условия обеспечивают взаимодействие всех вышеперечисленных ресурсов для успешного осуществления деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, реализацию, координирование, мотивацию и контроль социально-культурной деятельности. Организационные условия создаются для наиболее оптимального достижения целей деятельности путем конкретизации ее задач, их доведения до участников и исполнителей, распределения функциональных обязанностей, обеспечения необходимыми материальными, финансовыми и информационными ресурсами, организации творческих (рабочих) мест и четкого взаимодействия.

Таким образом, ресурсная база – это совокупность людей, документов, средств и методов, обеспечивающих эффективное проведение социально-культурных мероприятий в ВС РФ.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое ресурсная база социально-культурной деятельности в ВС РФ?

  2. Назовите элементы ресурсной базы социально-культурной деятельности в ВС РФ.

  3. Что такое нормативно-правовая база социально-культурной деятельности в ВС РФ?

  4. В чем состоит кадровый ресурс социально-культурной деятельности в ВС РФ?

  5. Каковы особенности финансового ресурса социально-культурной деятельности в ВС РФ?

  6. Что составляет материально-технический ресурс социально-культурной деятельности в ВС РФ?

  7. Как формируется творческий ресурс социально-культурной деятельности в ВС РФ?

  8. Назовите организационные условия ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности в ВС РФ.