§ 22. Личность военнослужащего как субъект и объект социально-культурной деятельности в вс рф. Социально-культурная адекватность личности военнослужащего.
Субъектно-объектная принадлежность участников социально-культурной деятельности в ВС РФ определяется целями их участия и проявляется следующим образом:
- на социальном уровне (ВС РФ, вид, род войск, округ, флот, объединение) субъектами деятельности выступают органы военного управления, а объектами – военнослужащие и члены их семей;
- на социально-психологическом уровне (соединение, часть, гарнизон) военнослужащие являются как субъектами, так и объектами социально-культурной деятельности;
- на личностном уровне военнослужащие – всегда субъекты социально-культурной деятельности.
Личность представляет собой свободное, целеустремленное, целостное и развивающееся существо, выражающее себя в эмпирических формах, в том числе и в формах культурно-художественного творчества. Как и личность, субъектом собственной активности являются социальные группы (творческие воинские коллективы), занимающиеся социально-культурной деятельностью. Общественная активность всегда является неотъемлемой частью воинской деятельности. Ее характерными чертами являются участие в работе коллектива, различных групп и кружков, например, художественной самодеятельности, занятия спортом, техническим, литературным и художественным творчеством. Общественная активность имеет многоцелевое предназначение и служит существенным дополнением к другим видам воинской деятельности в плане развития интересов, намерений и стремлений военнослужащих. Такой подход позволяет понять механизмы их творческой активности, факторы и закономерности всей социально-культурной деятельности.
В науке существует большое количество теорий личности. Среди психологических теорий наибольший интерес представляют исследования А.Г. Асмолова, рассматривающего личность как результат взаимодействия природы и общества. По мнению С.Л. Рубинштейна личность – «совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия».
Структура личности, по мнению В.И. Ковалева, включает в себя направленность, характер, возможности и систему управления. К.К. Платонов понимает личность как дееспособного члена общества, осознающего свою роль в нем. В монистической структуре личности В.Ф. Моргуна ведущую роль играет уровень освоения личностью деятельности, а также позитивные и негативные эстетические переживания по этому поводу.
Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов рассматривают личность как систему и выделяют в ней две подсистемы, в которых развиваются два мира личности: внутренний и внешний. Внутренний представляет собой мир сознания, скрытый от других, зачастую непонятный и неосознанно «живущий» для самой личности. Внешний же мир – деятельностный, открытый для других людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и дающий возможность проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти овладевают человеком. Внутренний и внешний миры тесно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние мотивы, потребности, интересы, ценностные ориентации и другие побуждают внешнюю активность и деятельность, ведущую к их же развитию и проявлению на новом, более высоком уровне.
М.И. Дьяченко утверждает, что «…общественная активность стала для молодых воинов сферой самовыражения, самоутверждения, получения признания среди товарищей. В общественной деятельности развиваются способности воинов организаторов общественной работы, спорта, музыкального, художественного творчества». Эта взаимосвязь позволяет понять механизмы творческой активности личности военнослужащего, рассматриваемые в соответствии с задачами исследования применительно к социально-культурной деятельности.
Человек является существом деятельным, но он не просто реагирует на окружающую среду, а познает ее в процессе практики и отражает в продуктах художественного творчества – произведениях искусства, рисунках, поделках, музыкальном и вокальном исполнении. Исходным пунктом его деятельности как субъекта творчества являются объективные условия жизни, порождающие систему потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации, т.е. все то, что называется мотивационной сферой личности. Реальные условия окружающей социально-культурной среды переходят на субъективный, личностный уровень.
Армейская социально-культурная среда, стимулирующая или сдерживающая развитие культуры, способствует, соответственно, формированию у военнослужащего мотивационного механизма, побуждающего или подавляющего творчество. В качестве объективных данных этого процесса могут выступать отношение к военной службе, уровень дисциплинированности, служебная и социальная активность военнослужащих, а также занимаемый ими социальный статус и выполняемые роли.
Переход реальных условий жизнедеятельности на личностный уровень представляет собой, по мнению Г.В. Осипова, результат действия трех механизмов: а) мотивации социальной деятельности человека, потребностей в виде интересов; б) формирования диспозиционной структуры личности или преобразования ее интересов в цель деятельности; в) индивидуального поведения и отношений человека.
Однако не только окружающая среда переходит на личностный уровень, но и происходит обратный процесс – перевод внутреннего мира в предметы культуры. При этом в социально-культурной деятельности человек реализует свое личностное начало не столько индивидуально, сколько через социальные группы. Виды проявления социально-культурной активности военнослужащих многообразны, они являются формой удовлетворения различных потребностей в культурном развитии.
Сами потребности культурного развития зависимы не только от окружающей социально-культурной среды, но и от накопленной человечеством социально-культурной информации, от ее востребованности в данный период. Л.С. Выготский считал, что «…продукты культуры (прежде всего – слово, которое всегда выполняет также и знаковую функцию), будучи независимыми от индивида и его сознания, творениями, опосредствуют высшие (культурно-исторические) формы психической активности этого индивида».
Потребности применительно к личности рассматриваются в науке как исходные побудители ее деятельности, отражающие объективные условия существования индивида, являющиеся одной из наиболее важных форм его связи с окружающим миром. Эта связь может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежда и т.п.) и социальных потребностей (необходимость в различных формах деятельности и общения). Социальные потребности могут быть как материальными, так и духовными. Наиболее оптимальным вариантом является соответствие потребностей и возможностей их удовлетворения. Несоответствие окружающей социально-культурной среды реальным потребностям военнослужащих ведет к развитию альтернативных видов их активности, в том числе и не только творческих. Опыт воспитательной работы в армейских коллективах показывает, что низкий уровень социально-культурной деятельности ведет к развитию дедовщины, культурной деградации военнослужащих.
Творческая активность людей обусловлена также интересом, представляющим собой осознанную потребность, ее конкретное выражение. Например, эстетические потребности могут осознаваться и выражаться в интересе к природе, музыке, танцам и другим явлениям и предметам, представляющим прекрасное в окружающей жизни. Выделяется четыре типа интереса личности: интерес-отношение, интерес-действие, интерес-установка, интерес-ориентация.
Применительно к социально-культурной деятельности в армии, первый тип интереса проявляется в отношении военнослужащих к культурным ценностям. Их значимость для личности выступает показателем глубины такого интереса. Исследования показывают, что более 80% военнослужащих – участников социально-культурной деятельности имеют свое отношение к существующим культурным ценностям.
Во втором случае осуществляется практическое действие, участие в освоении культурных ценностей. Военнослужащий проявляет интерес к музыке, участию в самодеятельном художественном творчестве и т.п. Такой тип интереса выявлен лишь у 12% военнослужащих.
Третий тип характеризует устойчивость интереса к конкретным культурным ценностям, независимо от изменившихся условий. В основном он присущ военнослужащим, только что призванным на военную службу (65%) и имеющим стаж военной службы более 15 лет (44%).
Четвертый тип выражает избирательность военнослужащих по отношению к нормам и ценностям культуры. Исследования показывают, что к данному типу относятся лишь 4% военнослужащих, большинство из которых профессиональные соцкультработники, руководители творческих воинских коллективов, преподаватели вузов, часть слушателей и курсантов.
Данные типы интересов можно рассматривать в качестве детерминант (источников) культурного развития военного человека. Развитие предрасположенности военнослужащих к занятию культурным творчеством предполагает принятие им существующих в армии ценностей, норм и образцов культурной жизни, а также включение в деятельность по их хранению и распространению. Кроме того, требуется устойчивость интереса к традиционной военной культуре России, независимо от изменяющихся социальных условий, что обеспечивается избирательностью ценностных ориентации.
Направленность личности воина на определенные ценности, предпочтительное отношение к ним показывает ценностные ориентации военнослужащего в культуре. При этом принятие одних и отказ от других культурных ценностей нередко приводит к противоречиям и конфликтам личностного, социально-психологического и социального характера. Выявлено, что в подразделениях около 35% конфликтных ситуаций между военнослужащими срочной службы объясняются противоположностью культурных пристрастий их участников. Это свидетельствует о том, что ценностные ориентации военнослужащих в культуре значительно определяют содержательный аспект потребностей, интересов и мотивов всей их воинской деятельности.
Потребности, интересы, отражаясь в сознании человека, преломляются через его ценностные ориентации и приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Мотив – обязательный компонент социально-культурной деятельности. Он побуждает ее участников к созданию и распространению культурных ценностей, а творческий воинский коллектив – к совместной деятельности. Мотив соотносится с общей целью социально-культурной деятельности. Особое значение имеет соотнесение мотива групповой творческой деятельности с индивидуальными мотивами ее участников.
По мнению 75% профессиональных исполнителей, желание удовлетворить эстетические потребности зрительской аудитории, доставить военнослужащим удовольствие от концерта и т.п., повысить их эмоциональный настрой является мотивом деятельности творческого коллектива, а удовлетворение потребностей в самовыражении, самоутверждении и творческом общении участников концертной программы является их индивидуальным мотивом. При этом 46% военнослужащих, относящихся к активным участникам социально-культурной деятельности, считают, что именно от руководства зависит гармонизация мотивов тех, кто посещает учреждение культуры.
Понятие «социализация личности» обычно трактуется как процесс усвоения человеком социального опыта. Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов (в том числе армии) по развитию личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды или ближайшего окружения на человека, и собственную активность личности, избирательно относящейся к своему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения.
Социально-культурная деятельность часто рассматривается как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно ее считают важнейшей функцией государственных (военно-управленческих) и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Социально-культурная адекватность военнослужащих – соответствие требованиям воинской службы психических свойств, качеств и состояний личности, сформированных или приобретенных в результате социально-культурного воздействия.
У военнослужащих социально-культурная адекватность проявляется при наличии:
- знаний об идеалах военной службы и понимания их социального значения;
- выделения в качестве своих культурных ценностей художественных произведений о воинской службе;
- положительного изменения мотивов поведения под влиянием социально-культурного воздействия;
- представлений о культурных ценностях и тенденциях их развития;
- установки на следование правилам воинского этикета;
- наличие положительных манер в поведении;
- военно-профессиональной направленности, психологического настроя на службу и дисциплинированности;
- соответствия эмоционального состояния вектору направленности эмоционального воздействия средств культуры и искусства;
- факта получения удовольствия (неудовольствия) от участия в социально-культурной деятельности;
- рекреационного эффекта от социально-культурного воздействия.
Вопросы для самопроверки:
Чем определяется и как проявляется субъектно-объектная принадлежность участников социально-культурной деятельности в ВС РФ?
Охарактеризуйте основные мнения отечественных и зарубежных ученых о понятии личности как субъекта активности.
Как в ходе социально-культурной деятельности возникают и удовлетворяются потребности культурного развития людей?
Как проявляется интерес личности в ходе социально-культурной деятельности в ВС РФ?
Что такое мотив личности и как он связан с участием военнослужащего в социально-культурной деятельности?
Как связана социализация личности военнослужащего с социально-культурной деятельностью?
Дайте характеристику социально-культурной адекватности военнослужащих.
- Глава 3. Субъекты социально-культурной деятельности.
- § 22. Личность военнослужащего как субъект и объект социально-культурной деятельности в вс рф. Социально-культурная адекватность личности военнослужащего.
- § 23. Воинские коллективы как субъекты и объекты социально-культурной деятельности в вс рф.
- § 24. Семья как субъект социально-культурной деятельности.
- § 25. Организация социально-культурной деятельности в государственных, отраслевых, муниципальных учреждениях культуры и общественных организациях.
- § 26. Социально-культурная деятельность рекреационно-оздоровительных и санаторно-курортных предприятий и учреждений.
- § 27. Особенности социально-культурной деятельности военных учреждений культуры.
- § 28. Ресурсная база социально-культурной деятельности в вс рф.
- § 29. Уровни и формы социально-культурной деятельности.
- § 30. Сущность современной социально-культурной политики государства.
- § 31. Этнография социально-культурной деятельности.
- § 32. Современный статус специалиста социально-культурной деятельности в вс рф.