logo
ТЕОР

§ 22. Личность военнослужащего как субъект и объект социально-культурной деятельности в вс рф. Социально-культурная адекватность личности военнослужащего.

Субъектно-объектная принадлежность участников социально-культурной деятельности в ВС РФ определяется целями их участия и проявляется следующим образом:

- на социальном уровне (ВС РФ, вид, род войск, округ, флот, объединение) субъектами деятельности выступают органы военного управления, а объектами – военнослужащие и члены их семей;

- на социально-психологическом уровне (соединение, часть, гарнизон) военнослужащие являются как субъектами, так и объектами социально-культурной деятельности;

- на личностном уровне военнослужащие – всегда субъекты социально-культурной деятельности.

Личность представляет собой свободное, целеустремленное, целостное и развивающееся существо, выра­жающее себя в эмпирических формах, в том числе и в формах культурно-художественного творчества. Как и личность, субъектом собственной активности являются социальные группы (творческие воинские коллективы), занимающиеся социально-культурной деятельностью. Общественная активность всегда является неотъемлемой частью воинской деятельности. Ее характерными чертами являются участие в работе коллектива, различных групп и кружков, например, художественной самодеятельности, занятия спортом, техническим, литературным и художественным творчеством. Общественная активность имеет многоцелевое предназначение и служит существенным дополнением к другим видам воинской деятельности в плане развития интересов, намерений и стремлений военнослужащих. Такой подход позволяет понять механизмы их творческой активности, факторы и закономерности всей социально-культурной деятельности.

В науке существует большое количество теорий личности. Среди психологических теорий наибольший интерес представляют исследования А.Г. Асмолова, рассматривающего личность как результат взаимодействия природы и общества. По мнению С.Л. Рубинштейна личность – «совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия».

Структура личности, по мнению В.И. Ковалева, включает в себя направленность, характер, возможности и систему управления. К.К. Платонов понимает личность как дееспособного члена общества, осознающего свою роль в нем. В монистической структуре личности В.Ф. Моргуна ведущую роль играет уровень освоения личностью деятельности, а также позитивные и негативные эстетические переживания по этому поводу.

Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов рассматривают личность как систему и выделяют в ней две подсистемы, в которых развиваются два мира лично­сти: внутренний и внешний. Внутренний представляет собой мир соз­нания, скрытый от других, зачастую непонятный и неосознанно «живу­щий» для самой личности. Внешний же мир – деятельностный, открытый для других людей, позволяющий им не только наблюдать внешние прояв­ления личности, но и дающий возможность проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти овладевают челове­ком. Внутренний и внешний миры тесно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние мотивы, потребности, интересы, ценностные ориентации и другие побуждают внешнюю активность и деятельность, ведущую к их же развитию и проявлению на новом, более высоком уровне.

М.И. Дьяченко утверждает, что «…общественная активность стала для молодых воинов сферой самовыражения, самоутверждения, получения признания среди товарищей. В общественной деятельности развиваются способности воинов организаторов общественной работы, спорта, музыкального, художественного творчества». Эта взаимосвязь позволяет понять механизмы творческой активности личности военнослужащего, рассматриваемые в соответствии с задачами исследования применительно к социально-культурной деятельности.

Человек является существом деятельным, но он не просто реагирует на окружающую среду, а познает ее в процессе практики и отражает в продуктах художественного творчества – произведениях искусства, рисунках, поделках, музыкальном и вокальном исполнении. Исходным пунктом его деятельности как субъекта творчества являются объективные условия жизни, порож­дающие систему потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориен­тации, т.е. все то, что называется мотивационной сферой личности. Реальные условия окружающей социально-культурной среды перехо­дят на субъективный, личностный уровень.

Армейская социально-культурная среда, стимули­рующая или сдерживающая развитие культуры, способствует, соответственно, формированию у военнослужащего мотивационного механизма, побуждающего или подавляющего творчество. В качестве объектив­ных данных этого процесса могут выступать отношение к военной службе, уровень дисциплинированности, служебная и социальная активность военнослужащих, а также за­нимаемый ими социальный статус и выполняемые роли.

Переход реальных условий жизнедеятельности на личностный уро­вень представляет собой, по мнению Г.В. Осипова, результат действия трех механизмов: а) мотивации социальной деятельности человека, потребно­стей в виде интересов; б) формирования диспозиционной структуры лич­ности или преобразования ее интересов в цель деятельности; в) индивиду­ального поведения и отношений человека.

Однако не только окружаю­щая среда переходит на личностный уровень, но и происходит обратный процесс – перевод внутреннего мира в предметы культуры. При этом в социально-культурной деятельности человек реализует свое личностное на­чало не столько индивидуально, сколько через социальные группы. Виды проявления социально-культурной активности военнослужащих многообразны, они являются формой удовлетворения различных потребностей в культурном развитии.

Сами потребности культурного развития зависимы не только от ок­ружающей социально-культурной среды, но и от накопленной человечеством социально-культурной информации, от ее востребованности в данный период. Л.С. Выготский считал, что «…продукты культуры (прежде всего – слово, которое всегда выполняет также и знаковую функцию), будучи независимыми от индивида и его сознания, творениями, опосредствуют высшие (культурно-исторические) формы психичес­кой активности этого индивида».

Потребности применительно к личности рассматриваются в науке как исходные побудители ее деятельности, отражающие объективные ус­ловия существования индивида, являющиеся одной из наиболее важных форм его связи с окружающим миром. Эта связь может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежда и т.п.) и социальных потребно­стей (необходимость в различных формах деятельности и общения). Социальные потребности могут быть как материальными, так и духовными. Наиболее оптимальным вариантом является соответствие потребностей и возможностей их удовле­творения. Несоответствие окружающей социально-культурной среды реальным потребностям военнослужащих ве­дет к развитию альтернативных видов их активности, в том числе и не только творческих. Опыт воспитательной работы в армейских коллективах показывает, что низкий уровень социально-культурной деятельности ведет к развитию дедовщины, культурной деградации военнослужащих.

Творческая активность людей обусловлена также интересом, пред­ставляющим собой осознанную потребность, ее конкретное выражение. Например, эстетические потребности могут осознаваться и выражаться в интересе к природе, музыке, танцам и другим явлениям и предметам, представляющим прекрасное в окружающей жизни. Выделяется четыре типа интереса личности: интерес-отношение, интерес-действие, интерес-установка, интерес-ориентация.

Применительно к социально-культурной деятельности в армии, первый тип интереса проявляется в отношении военнослужащих к культурным цен­ностям. Их значимость для личности выступает показателем глубины такого интереса. Исследования показывают, что более 80% военнослужащих – участников социально-культурной деятельности имеют свое отношение к существующим культурным ценностям.

Во втором случае осуществляется практическое действие, участие в освоении культурных ценностей. Военнослужащий проявляет интерес к музыке, участию в самодеятельном художественном творчестве и т.п. Такой тип интереса выявлен лишь у 12% военнослужащих.

Третий тип характеризует устойчивость интереса к конкретным культурным ценностям, независимо от изменившихся усло­вий. В основном он присущ военнослужащим, только что призванным на военную службу (65%) и имеющим стаж военной службы более 15 лет (44%).

Четвертый тип выражает избирательность военнослужащих по отношению к нормам и цен­ностям культуры. Исследования показывают, что к данному типу относятся лишь 4% военнослужащих, большинство из которых профессиональные соцкультработники, руководители творческих воинских коллективов, преподаватели вузов, часть слушателей и курсантов.

Данные типы интересов можно рассматривать в качестве детерминант (источников) культурного развития военного человека. Развитие предрасположенности военнослужащих к занятию культурным творчеством предполагает принятие им существующих в армии ценно­стей, норм и образцов культурной жизни, а также включение в деятельность по их хранению и распространению. Кроме того, требуется устойчивость интереса к традиционной военной культуре России, незави­симо от изменяющихся социальных условий, что обеспечивается избира­тельностью ценностных ориентации.

Направленность личности воина на определенные ценности, предпочти­тельное отношение к ним показывает ценностные ориен­тации военнослужащего в культуре. При этом принятие одних и отказ от других культурных ценностей нередко приводит к противоречиям и конфликтам личностного, социально-психологического и социального характера. Выявлено, что в подразделениях около 35% конфликтных ситуаций между военнослужащими срочной службы объясняются противоположностью культурных пристрастий их участников. Это свидетельствует о том, что ценно­стные ориентации военнослужащих в культуре значительно определяют содержательный аспект потреб­ностей, интересов и мотивов всей их воинской деятельности.

Потребности, интересы, отражаясь в сознании человека, преломля­ются через его ценностные ориентации и приводят к формированию кон­кретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Мотив – обязательный компонент социально-культурной деятельности. Он побуждает ее участников к созданию и распространению культурных ценностей, а творческий воинский коллектив – к совместной деятельности. Мотив соотносится с общей целью социально-культурной деятельности. Особое значение имеет соотнесение мотива групповой творческой деятельности с индивидуальными мотивами ее участников.

По мнению 75% профессиональных исполнителей, желание удовлетворить эстетические потребности зрительской аудитории, доставить военнослужащим удовольствие от концерта и т.п., повысить их эмоциональный настрой является мотивом деятельности творческого коллектива, а удовлетворение потребностей в самовыражении, самоутверждении и творческом общении участников концертной программы является их индивидуальным мотивом. При этом 46% военнослужащих, относящихся к активным участникам социально-культурной деятельности, считают, что именно от руководства зависит гармонизация мотивов тех, кто посещает учреждение культуры.

Понятие «социализация личности» обычно трактуется как процесс усвоения человеком социального опыта. Этот процесс пред­полагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его раз­личных социальных институтов (в том числе армии) по развитию личности (т.е. собст­венно воспитание), влияние среды или ближайшего окружения на человека, и собственную активность личности, избирательно относящейся к своему окру­жению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения.

Социально-культурная деятельность часто рассматри­вается как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно ее считают важнейшей функцией государственных (военно-управленческих) и негосударствен­ных структур, сферой приложения усилий многочисленных обществен­ных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Социально-культурная адекватность военнослужащих – соответствие требованиям воинской службы психических свойств, качеств и состояний личности, сформированных или приобретенных в результате социально-культурного воздействия.

У военнослужащих социально-культурная адекватность проявляется при наличии:

- знаний об идеалах военной службы и по­нимания их социаль­ного значения;

- выделения в качестве своих культурных ценностей художественных произведений о воинской службе;

- положительного изменения мотивов поведения под влиянием социально-культурного воздействия;

- представлений о культурных ценностях и тенденциях их развития;

- установки на следование правилам воинского этикета;

- наличие положительных манер в поведении;

- военно-профессиональной направленности, психологического настроя на службу и дисциплинированности;

- соответствия эмоционального состояния вектору направленности эмоционального воздействия средств культуры и искусства;

- факта получения удовольствия (неудовольствия) от участия в социально-культурной деятельности;

- рекреационного эффекта от социально-культурного воздействия.

Вопросы для самопроверки:

  1. Чем определяется и как проявляется субъектно-объектная принадлежность участников социально-культурной деятельности в ВС РФ?

  2. Охарактеризуйте основные мнения отечественных и зарубежных ученых о понятии личности как субъекта активности.

  3. Как в ходе социально-культурной деятельности возникают и удовлетворяются потребности культурного развития людей?

  4. Как проявляется интерес личности в ходе социально-культурной деятельности в ВС РФ?

  5. Что такое мотив личности и как он связан с участием военнослужащего в социально-культурной деятельности?

  6. Как связана социализация личности военнослужащего с социально-культурной деятельностью?

  7. Дайте характеристику социально-культурной адекватности военнослужащих.