12. Моделирование.
Моделирование —изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.Метод моделирования имеет огромное значение и самое широкое применение в современной науке, особенно в таких ее разделах, как физика, химия, биология,кибернетика, технические и социальные науки.
Метод моделирования широко применяется при исследованиях коммуникативных процессов. Одна из первых моделей построения речи была предложена еще Аристотелем, большинство же коммуникативных моделей разработано в XX в. Теория коммуникации оперирует большим количеством моделей общетеоретического и прикладного характера. Это социологические, психологические, семиотические, технические модели, модели пропагандистской, имиджевой, массовой коммуникации и многие другие.
13.ЛИНЕЙНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ
1) модель шенонна уивера.Модель включает пять элементов:источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель,расположенные в линейной последовательности (линейная модель). В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов:источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник(ср. телефон).Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах.
2)В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом Г. Лассуэлом и включающая пять элементов:
Кто ? (коммуникатор передает сообщение)
Что? (передается сообщение)
Как? (осуществляется передача)
Кому? (направлено сообщение)
С каким эффектом? (сообщение доставлено)
Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (коммуникатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (приемник); 5) эффект.
При этом Г. Лассуэл выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:
наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его составных частей;
корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на "поведение" окружающей среды;
передача социального наследия от поколения к поколению.
Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом.
14.ЦИРКУЛЯРНАЯ(циклическая)МОДЕЛЬКОММУНИКАЦИИ
В этой модели отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной связи. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать свои действия и цели.Циркулярная (циклическая) модель коммуникации была предло жена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда. Шрамм полагал, что было бы слишком большим заблуждением рассматривать коммуникацию как линейный процесс, у которого есть начало и есть конец. В действительности это процесс бесконечный; чтобы исправить неточность линейных моделей, необходимо подчеркнуть циклический характер коммуникации, когда ее участники (источник и получатель) периодически меняются ролями. Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда и отправитель, и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами).Данная модель наглядно демонстрирует, что при обмене сообщениями «источник» и «получатель» поочередно меняются ролями, в результате чего коммуникация превращается в диалог.
Особое внимание авторы модели обращали на проблему интерпретации сообщения. Если механистические, линейные модели (например, Шеннона—Уивера) в первую очередь были нацелены на исследование точности передаваемых сигналов, достигаемой минимизацией технических шумов в канале, то в циркулярной модели основной акцент переносится на интерпретацию сообщения. Поскольку каждый участник коммуникации подходит к расшифровке смысла передаваемого сообщения со своими критериями, то в коммуникационном процессе возникает «семантический шум». Минимизировать его последствия и сделать коммуникацию более эффективной (результативной) можно лишь посредством механизма «обратной связи».
) периодически меняются ролями
- 1)Проблема отграничения феномена коммуникации.
- 2)Основные подходы к изучению к. К. Как соц. Слово.
- 5) Трактовка историзма в понимании коммуникации.Ттб
- 11.Коммуникативные практики
- 12. Моделирование.
- 15.Нелинейные модели
- 17) Межличностная коммуникация.
- 18.)Соц. Ситуация и пространство межлич. К.
- 19)Основные теории межлич. К.
- 20)Коммуникация в малых группах.
- 21)Структуры и ф-и к. В малых группах
- 22. )Основные теории коммуникации в малых группах (название теории, автор, основные идеи).
- 23.) Коммуникация в организациях: понятие и прикладное значение.
- 24)Структуры и функции коммуникации в организациях
- 25. Основные теории коммуникации в организациях (название теории, автор, основные идеи).
- 26) Межкультурная коммуникация: понятие и прикладное значение.
- 27.)Уровни и формы межкультурной коммуникации. Типы восприятия межкультурных различий.
- 28)Понятие политической коммуникации
- 29.)Основные теории политической коммуникации (название теории, автор, основные идеи).
- 30)Перспективы изучения коммуникативных наук.