18.)Соц. Ситуация и пространство межлич. К.
Сложный процесс обмена информацией, налаживание взаимопонимания между участниками коммуникации и достижения диалога и результата общения предполагает наличие определенного коммуникативного пространства, т.е. социально-психологической среды, где возможно построение адекватной коммуникативной модели. Речь идет о такой психологическую парадигму, в которой можно было бы реализовать формовочные-развива-водственных, содержательное-смысловой, уточнювально-результативную функции коммуникации.
Это возможно благодаря учету в общей психологической парадигмы соответствующих парадигм информирования (влияния), взаемоинформування (налаживание механизма обратной связи, создание общего информационного поля), диалога (взаимопонимания). В этой модели должен последовательно воплощаться понимание коммуникатора и реципиента в качестве реальных участников коммуникативного процесса, уникальных индивидуальностей, субъектов информации с соответствующим коммуникативных потенциалом.
На субъектов общения коммуникативный пространство влияет не только непосредственно, общей информацией, которая образовалась в процессе ее обмена, но и через средства коммуникации (вербальные или невер-бальные), установленные в конкретном социально-психологическом среде правила общения, моральные нормы взаимодействия, обычаи , вещании ритуалы и т.д. Взаимосвязь участников коммуникативного процесса с коммуникативных пространством выражаются, во-первых, в непосредственном связи и постоянной зависимости между ними, что сказывается на системе кодирования и декодирования знаков, содержании сообщения, во-вторых, в целенаправленном воздействии субъектов общения на коммуникативный пространство и последнего на них, что вызывает изменения и развитие каждого из них; в-третьих, в возникновении противоречий и антагонизм между коммуникативных пространством и лицом в случае отсутствия в нем условий для удовлетворения информационных потребностей личности; в-четвертых, в возникновении в коммуникативном пространстве механизмов, которые способствуют или не способствуют взаимопониманию между субъектами информации, во-пятых, во влиянии коммуникативного процесса на коммуникативный пространство и наоборот, что ведет к изменениям каждого из них, во-шестых, в возникновении противоречий между участниками коммуникативного процесса и коммуникативных пространством в случае отсутствия в последнем условий для эффективного обмена информацией, налаживания взаимопонимания и диалога. Американский социальный психолог Дж. Морено, анализируя систему связей, в которую вовлечено субъектов коммуникации, показал, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Ученый разработал метод социо-метрии для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, которая определяется эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжения и отталкивания. Для характеристики взаимосвязи субъектов информации результаты исследователя важные учитывая влияние участников коммуникативного процесса один на другом, и коррекции этих отношений (решение конфликтов, преодоление психологических барьеров, противоречий в ходе обмена информацией и т.п.) путем целенаправленного изменения положения личности в коммуникативном процессе и в структуре межличностных отношений.
Исходя из понимания того, что коммуникативный пространство межличностных отношений - это сложное образование с определенной системой связей, его можно считать таким, который наделен соответствующими системными свойствами: целостностью (степени коммуникативной равновесия), структурнистю (объемом, интенсивностью и сложностью взаимосвязи между компонентами), автономией структурных компонентов или их функциональной однородностью (местом каждого компонента в системе коммуникативного процесса, а также количеством возможных шагов свободного выбора, которыми наделены субъекты коммуникации в выборе средств и способов передачи информации и достижения цели общения).
- 1)Проблема отграничения феномена коммуникации.
- 2)Основные подходы к изучению к. К. Как соц. Слово.
- 5) Трактовка историзма в понимании коммуникации.Ттб
- 11.Коммуникативные практики
- 12. Моделирование.
- 15.Нелинейные модели
- 17) Межличностная коммуникация.
- 18.)Соц. Ситуация и пространство межлич. К.
- 19)Основные теории межлич. К.
- 20)Коммуникация в малых группах.
- 21)Структуры и ф-и к. В малых группах
- 22. )Основные теории коммуникации в малых группах (название теории, автор, основные идеи).
- 23.) Коммуникация в организациях: понятие и прикладное значение.
- 24)Структуры и функции коммуникации в организациях
- 25. Основные теории коммуникации в организациях (название теории, автор, основные идеи).
- 26) Межкультурная коммуникация: понятие и прикладное значение.
- 27.)Уровни и формы межкультурной коммуникации. Типы восприятия межкультурных различий.
- 28)Понятие политической коммуникации
- 29.)Основные теории политической коммуникации (название теории, автор, основные идеи).
- 30)Перспективы изучения коммуникативных наук.