5) Трактовка историзма в понимании коммуникации.Ттб
Трактовка историзма в понимании коммуникации зависит от точки зрения на саму коммуникацию. При универсальном подходе(коммуникация – атрибут общества) историзм характеризует возможность проявления коммуникации при достаточных для этого предпосылках. В рамках технологического подхода к коммуникации 9 коммуникация – социальная практика языка) речь может идти об оформлении феномена коммуникации преимущественно в рамках современной цивилизации. Для становления коммуникации важными были и являются 2 группы предпосылок : технико-технологические, социально-культурные. Технико-технологические предпосылки становления и развития коммуникации- для их характеристики используются разные обобщающие понятия. Одним из таких возможных понятий является ТТБ. ТТБ привязывается к крупным историческим эпохам общественного производства. Выделяются: ТТБ доиндустриальной эпохи( конец16-начало 17 в.), ТТБ индустриальной эпохи, ТТБ постиндустриальной эпохи( начиная с 70х). Указанные исторические этапы могут быть охарактеризованы с помощью различных параметров : транспорт, связь, энергия, информация.
6) Технико-технологические предпосылки становления и развития коммуникации-
Для их характеристики используются разные обобщающие понятия. Одним из таких возможных понятий является ТТБ. ТТБ привязывается к крупным историческим эпохам общественного производства. Выделяются: ТТБ доиндустриальной эпохи( конец16-начало 17 в.), ТТБ индустриальной эпохи, ТТБ постиндустриальной эпохи( начиная с 70х). Указанные исторические этапы могут быть охарактеризованы с помощью различных параметров : транспорт, связь, энергия, информация.
7) Общие культурные предпосылки становления коммуникации:
Формирование коммуникативной картины мира; учение о мире как о суперсистеме ( Иммануил Валерстайн: История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей. Тем самым Валлерстайн оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития); учение о коммуникации как о производящей силе общества ( Хавермас, Пьер Бурдье: Коммуникативная модель Бурдье основана на том, что различные социальные классы «разговаривают на разных языках» и только точное использование социального жаргона адресантом сделает коммуникацию эффективной с точки зрения обратной связи. Такой прием он назвал габитус — это тип «грамматики действий и слов, которые помогают отличить один социальный класс от другого». Даже об одном и том же общественном событии разные газеты пишут по-разному. Статус рекламируемого товара обязывает использовать определенные слова, являющиеся социально обусловленными. В рекламе высокостатусных товаров необходимо использовать слова «престижно», «комфорт», «элегантный» и т.д)
8)Понятие теории и метода:
1.Необходимость поиска общего для людей,который занимаются коммуникацией
2. Необходимость выяснения неслучайных,но необходимых повторяющихся (сущностных) содержаний,характеристики коммуникаций.
3.Важность включения изучения коммуникаций в общую систему наук
1-ый подход от единичного к общему-индуктивный подход
2-ой подход-дедуктивный
Теория-одна из форма научного знания. В обще-культурном плане,теория-передача научного опыта.В любом случае теория позволяет фиксировать и передовать наиболее значимые содержания для изучения того или иного явления.
Понимание теории в разные историчекие эпохи было различным.Только в нынешнее время теория является лидером культуры в понимание окружающей нас реальности.
Теория-упорядоченное представление о реальности,выраженное строгим,логическим языком,направленное на объяснение того или иного явления.
Элементом теории является понятие.Понятие-строительный материал теории.Инструментом создания теории является логика,то есть использование определенных правел мышления.Однако помимо логики в пстроении теории важен так же культурный опыт исследователя.Изначально,в античности,в понимание теории как таковой,всегда присутствовали такие смыслы как:созерцание,зрелище,театр.
В конечном счете,теория-есть результат творческого усилия человека,не только формальное,рациональное знания,но и канал передачи человеком своего культурного и духовного опыта.
Что изучают теорики?
Особенностью теории является то,что она не изучает предметы и факты реальности,как таковые.Теория изначально рассматривает некоторый обобщения,которые называются объектами теории или объектами науки.
Функции теории:
* Информативная
* Систематизирующая
* Объяснительная
* Предвиденья
В изучении коммуникации использвуются теории различной общности.Актуальные проблемой является вопрос о возможности общей теории коммуникаций.
Теориия коммуникации сама по себе является коммуникации различных точек зрения,на различные аспекты фомена коммуникации.
Что такое метод?
Метод-совокупность приемов,операций в практическом или теоретическом освоении действительности.
В методе есть не только логическая составляющая,метод так же выражает смысл познания.Метод -есть овладение строем реальности,и в этом аспекте метод внутреидеалогичен.
Совокупность используемых методов,называют методика.В современной науке известно 2 метода:
* Теоретические (общие)
* Эмпирические (опыт)
В общем плане,взаимосвязь метода и теории в развитии знания реализуется в использовании гипотико-дедуктивного метода:разработка гипотез;формулирование принципов теории;проверка принципов теории и гипотез.
Уровневая концепция в методологии изучения коммуникации.Суть этого подхода связана с тем,что при изучении коммуникации,мы можем действовать на различных уровнях абстракции,начиная от общего и двигаясь к частному.Самый простой вариант уровневой модели методологии включает в себя 3 уровня:общенаучный;междисциплинарный;уровень конкретных наук.
Более сложный вариант уровневой концепции включает в себя 5 уровней (смотреть хер знает куда).
Что изучает теория коммуникаций?Коммуникативные науки,как отрасль знания.
Расостраненной формой существования теори коммуникации,в настоящее время являются коммуникативные науки.
10.КОММУНИКАТИВНЫЕ НАУКИ КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ. Этапы развития.
В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, каккоммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым. Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.
Сегодня представления Никласа Лумана о коммуникации как о сущностной характеристике самого общества, его утверждения о том, что «человеческие отношения, да и сама общественная жизнь невозможны без коммуникации», что «только коммуникация может осуществлять коммуникацию», приобретают новый смысл и вызывают особый интерес.
Говоря о науке о коммуникации, приходится признать, что несмотря на мощное развитие и глобализацию коммуникационных процессов, все увеличивающееся число публикаций по данной проблеме, науки о коммуникации как определенной области знания пока не существует. Это приводит к значительному отставанию теоретического осмысления указанного феномена от реальных масштабов происходящих процессов.
- 1)Проблема отграничения феномена коммуникации.
- 2)Основные подходы к изучению к. К. Как соц. Слово.
- 5) Трактовка историзма в понимании коммуникации.Ттб
- 11.Коммуникативные практики
- 12. Моделирование.
- 15.Нелинейные модели
- 17) Межличностная коммуникация.
- 18.)Соц. Ситуация и пространство межлич. К.
- 19)Основные теории межлич. К.
- 20)Коммуникация в малых группах.
- 21)Структуры и ф-и к. В малых группах
- 22. )Основные теории коммуникации в малых группах (название теории, автор, основные идеи).
- 23.) Коммуникация в организациях: понятие и прикладное значение.
- 24)Структуры и функции коммуникации в организациях
- 25. Основные теории коммуникации в организациях (название теории, автор, основные идеи).
- 26) Межкультурная коммуникация: понятие и прикладное значение.
- 27.)Уровни и формы межкультурной коммуникации. Типы восприятия межкультурных различий.
- 28)Понятие политической коммуникации
- 29.)Основные теории политической коммуникации (название теории, автор, основные идеи).
- 30)Перспективы изучения коммуникативных наук.