logo search
Kulturologia_1-54

7.Наука, её роль в различных культурах.

Наука — это сфера человеческой деятельности, которая вырабатывает и систематизирует знания о действительности. Цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Объект — предметы и явления природной и социальной среды. Языком науки является мышление в понятиях. Наука состоит из естественных, общественных и технически наук.

Первоначально знания носили практический характер, которые были нужны для руководства конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительное количество такого рода знаний, которые представляли собой зачатки будущей науки. Предпосылкой развития науки можно считать и мифологию, задачей которой было построение целостной картины мира.

В Древней Греции теоретическое знание отделилось от мифологии, стало комбинацией науки и философии. Такое знание называлось натурфилософским. Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Греки искали объективные законы действительности, стали использовать при этом систему абстрактных понятий и доказательный способ рассуждения. Древнегреческая наука создала первые теоретические системы в области геометрии, механики, астрономии.

В эпоху Средневековья большой вклад в развитие науки сделали ученые Востока и Средней Азии. Они сохранили древнегреческую традицию и обогатили ее в новых областях науки. На развитие науки в Европе оказала влияние христианская церковь. В Европе зародилась схоластика, алхимия и астрология. Появились новые научные методы: опыт и наблюдение.

В новое время наука служила потребностям капиталистического производства. В эпоху Возрождения наука отделяется от религии. Для проверки новых теорий использовался эксперимент. Большие успехи науки этого времени дали основу идее познаваемости мира. В XVII в. благодаря открытиям в физике, химии, биологии сложилась механистическая картина мира. Развиваются науки о человеке и обществе.

На рубеже XIX-XX веков произошел кризис классической науки. Это было вызвано новыми открытиями и методами, которые не укладывались в существующие концепции. Кризис подтолкнул к совершению новой революции в науке, которая началась в физике и распространилась на все науки.

Во второй половине XX века наука сближается с производством, изменяется организационная форма науки. Усиливается связь науки со всеми сферами общественной жизни. Происходит углубление и интеграция отраслей науки. Комплексное развитие науки дает надежду на решение глобальных проблем человечества, связанных с энергетикой, ростом численности населения, освоением космоса.