7.Наука, её роль в различных культурах.
Наука — это сфера человеческой деятельности, которая вырабатывает и систематизирует знания о действительности. Цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Объект — предметы и явления природной и социальной среды. Языком науки является мышление в понятиях. Наука состоит из естественных, общественных и технически наук.
Первоначально знания носили практический характер, которые были нужны для руководства конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительное количество такого рода знаний, которые представляли собой зачатки будущей науки. Предпосылкой развития науки можно считать и мифологию, задачей которой было построение целостной картины мира.
В Древней Греции теоретическое знание отделилось от мифологии, стало комбинацией науки и философии. Такое знание называлось натурфилософским. Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Греки искали объективные законы действительности, стали использовать при этом систему абстрактных понятий и доказательный способ рассуждения. Древнегреческая наука создала первые теоретические системы в области геометрии, механики, астрономии.
В эпоху Средневековья большой вклад в развитие науки сделали ученые Востока и Средней Азии. Они сохранили древнегреческую традицию и обогатили ее в новых областях науки. На развитие науки в Европе оказала влияние христианская церковь. В Европе зародилась схоластика, алхимия и астрология. Появились новые научные методы: опыт и наблюдение.
В новое время наука служила потребностям капиталистического производства. В эпоху Возрождения наука отделяется от религии. Для проверки новых теорий использовался эксперимент. Большие успехи науки этого времени дали основу идее познаваемости мира. В XVII в. благодаря открытиям в физике, химии, биологии сложилась механистическая картина мира. Развиваются науки о человеке и обществе.
На рубеже XIX-XX веков произошел кризис классической науки. Это было вызвано новыми открытиями и методами, которые не укладывались в существующие концепции. Кризис подтолкнул к совершению новой революции в науке, которая началась в физике и распространилась на все науки.
Во второй половине XX века наука сближается с производством, изменяется организационная форма науки. Усиливается связь науки со всеми сферами общественной жизни. Происходит углубление и интеграция отраслей науки. Комплексное развитие науки дает надежду на решение глобальных проблем человечества, связанных с энергетикой, ростом численности населения, освоением космоса.
- 2.Сущность культуры , её структура и виды.
- 3.Сущность ,структура и функции материальной культуры. Техника как составная часть материальной культуры.
- 4.Функции культуры.
- 6.Место религии в системе культуры. Нормативное и ценностное значение мировых религий.
- 7.Наука, её роль в различных культурах.
- 8. Художественная культура, ее функции.
- 10.Содержательные элементы духовной жизни общества: язык и речь , обычай , нормы, ценности , знания.
- 11. Личность и культура.
- 12. Культура этноса. Национальная культура и ее символы.
- 13. Субкультура и её разновидности.
- 14. Массовая и элитарная культура.
- 15.Типология культуры. Проблемы периодизации культуры.
- 16. Культура и цивилизация.Основные характеристики и классификация цивилизаций.
- 17. . Запад и Восток как культурологические понятия, их место в системе мировой цивилизации. Место России в диалоге западных и восточных культур.
- 18. Ислам. Особенности арабо-исламской культуры.
- 19. Буддизм. Индо-буддийская культура.
- 20. Христианство. Основные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм.
- 21.Даосистско-конфуцианский тип культуры
- 22. Культурологические характеристики индустриального общества.
- 23. Культурологические характеристики постиндустриального общества.
- 24. Роль культуры в решении глобальных проблем современности.
- 25. Перспективы развития культуры информационного общества.
- Хронология
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Литература
- 44. Причины христианского обмирщения
- В чём может выражаться христианское обмирщение
- 2. Просвещение.
- 3. Литература.
- 4. Изобразительное искусство.
- 5. Театр и Музыка.
- 6. Итоги развития культуры XIX в.