Статья 49. Предвыборная агитация
1. В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются: 1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов); (в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ) 2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона); (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата; 4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; 6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) Подпункт 7) - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 1.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов), а действия, указанные в подпунктах 2 - 6 пункта 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно. (в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ) 2. Предвыборная агитация может проводиться: 1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; 2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) иными не запрещенными законом методами. 3. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах. Кандидат, политическая партия вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы: 1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; 2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 3) воинским частям, военным учреждениям и организациям; 4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса; 6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 6.1) международным организациям и международным общественным объединениям; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности; 8) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ) 5. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов, уполномоченных представителей политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 6. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображений и высказываний таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 7 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 7. Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется: 1) на использование политической партией высказываний выдвинутого ею кандидата о данной политической партии; 2) на использование обнародованных высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано; 3) на цитирование высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, обнародованных иными кандидатами, политическими партиями в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом; Подпункт 4) - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ) 5) на использование кандидатом своих изображений, использование политической партией изображений выдвинутого ею кандидата, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ) 8. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются только за счет средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, за исключением случаев предоставления зарегистрированным кандидатам, политическим партиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в порядке, установленном статьями 51-53 настоящего Федерального закона. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 9. Политическая партия в случае выдвижения ею кандидата и его последующей регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети "Интернет" и в течение указанного срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках предоставленной кандидату, политической партии бесплатной печатной площади либо оплачена из избирательного фонда кандидата. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
- Российская федерация федеральный закон о выборах президента российской федерации
- Глава I. Общие положения Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации
- Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации
- Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации
- Статья 4. Федеральный избирательный округ
- Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации
- Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации
- Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями
- Статья 8. Право на предвыборную агитацию
- Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации
- Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации
- Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений
- Глава II. Избирательные комиссии Статья 12. Система и статус избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации
- Статья 13. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
- Статья 14. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий
- Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
- Статья 16. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Статья 17. Организация деятельности избирательных комиссий
- Статья 18. Статус членов избирательной комиссии
- Статья 19. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Статья 20. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
- Статья 21. Полномочия территориальной избирательной комиссии
- Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии
- Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий
- Статья 24. Иностранные (международные) наблюдатели
- Глава III. Избирательные участки. Списки избирателей Статья 25. Образование избирательных участков
- Статья 26. Составление списков избирателей
- Статья 27. Порядок включения граждан в список избирателей и исключения из него
- Статья 28. Ознакомление избирателей со списками избирателей
- Глава IV. Политические партии
- Статья 29. Участие политических партий в выборах Президента Российской Федерации
- Статья 31. Наименование политической партии
- Статья 32. Уполномоченные представители политической партии
- Статья 33. Равенство прав политических партий на выборах Президента Российской Федерации
- Глава V. Выдвижение и регистрация кандидатов Статья 34. Самовыдвижение кандидата
- Статья 35. Выдвижение кандидата политической партией
- Статья 36. Поддержка выдвижения кандидата
- Статья 37. Представление избирательных документов для регистрации кандидата
- Статья 38. Проверка соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении кандидатов
- Статья 39. Регистрация кандидата
- Глава VI. Статус кандидатов Статья 40. Обеспечение равного статуса кандидатов
- Статья 41. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением
- Статья 42. Гарантии деятельности кандидата
- Статья 43. Доверенные лица кандидатов, политических партий
- Статья 44. Выбытие кандидата
- Глава VII. Информирование избирателей и предвыборная агитация Статья 45. Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации
- Статья 46. Информирование избирателей
- Статья 47. Опросы общественного мнения
- Статья 48. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов Президента Российской Федерации
- Статья 49. Предвыборная агитация
- Статья 50. Агитационный период
- Статья 51. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
- Статья 52. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
- Статья 53. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания
- Статья 54. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
- Статья 55. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
- Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации
- Глава VIII. Финансирование выборов Статья 57. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации
- Статья 58. Избирательные фонды кандидатов
- Статья 59. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов
- Статья 60. Специальный избирательный счет
- Статья 61. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата
- Статья 62. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о сводных финансовых отчетах политических партий
- Статья 63. Возврат денежных средств кандидатами, политическими партиями
- Статья 64. Финансовое обеспечение избирательных комиссий
- Статья 65. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях
- Глава IX. Голосование и определение результатов выборов президента российской федерации Статья 66. Помещение для голосования
- Статья 67. Избирательный бюллетень
- Статья 68. Открепительное удостоверение
- Статья 69. Порядок голосования
- Статья 70. Досрочное голосование
- Статья 71. Порядок голосования в день голосования вне помещения для голосования
- Статья 72. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования
- Статья 73. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией
- Статья 74. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией
- Статья 75. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации
- Статья 76. Определение результатов выборов Президента Российской Федерации
- Статья 77. Повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации
- Статья 78. Повторные выборы Президента Российской Федерации
- Статья 79. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Президента Российской Федерации
- Статья 80. Использование гас "Выборы"
- Статья 81. Хранение избирательной документации
- Глава X. Вступление в должность президента российской федерации Статья 82. Вступление в должность Президента Российской Федерации
- Статья 85. Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации
- Статья 86. Ответственность за нарушение законодательства о выборах Президента Российской Федерации
- Глава XII. Заключительные и переходные положения Статья 87. Вступление в силу настоящего Федерального закона
- Статья 88. Переходные положения
- Контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования (числами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 72 настоящего Федерального закона)