logo search

1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы

Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов: 1) теоретико-методологического, фундаментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и 2) прикладного, социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач.

Социальная работа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер. Как известно, все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Они имеют различные методы и предмет исследования, разные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной своей практической направленностью. Если фундаментальная наука занимается в основном приращением, апробацией нового знания, его обоснованием и проверкой, превращением текущих исследований в «твердое ядро» науки, то прикладная наука занимается проблемами применения апробированных знаний в социальной практике.

Фундаментальные социальные знания основываются на теоретических положениях естественных и общественных наук, которые, как правило, не поддаются технологизации11.

Такого рода исследования не направлены на создание конкретного социального проекта. Их результаты определяют долговременные тенденции и направления социального развития общества. Фундаментальные науки открывают новые направления в теории, тогда как прикладные — занимаются поиском путей практического использования открытий, превращения их в массовые технологии преобразования действительности.

Необходимо подчеркнуть, что современная социальная технология не ограничивается лишь тем, что представляет собой определенную совокупность знаний, опыта и навыков по организации того или иного вида деятельности. Технология становится системой знаний об управлении процессами социального развития, их постоянной рационализации и модернизации. Социальная технология включает в себя знания об экономических условиях, о культурных, психологических, социально-экономических и педагогических последствиях развития социальных процессов. Она связывает все эти знания в единую систему технических, правовых, политических, социально-психологических знаний. Технология, понимаемая подобным образом, не просто сливается с наукой, а сама становится наукой, то есть творчеством.

Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и эмпирический материал.

Для любой науки прикладные исследования технологий являются наиболее трудоемким видом деятельности. В нашей стране термин «социальная технология» прочно вошел в научный оборот лишь в начале 80-х годов. Социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социальной работы. Социальные технологии упрощают использование инструментария, так как внедрение идет «накатанным» путем, но весьма сложны в разработке.

Пути, способы познания и преобразования объективной реальности принято называть методами. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Полученные достоверные знания используются для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний (в нашем случае — социальная работа) способна воспринять и использовать все самое новое, передовое, что появляется в методах смежных социальных наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании и преобразовании мира.

В познании социальных процессов, различных аспектов функционирования и развития методу отводится центральная роль. Владея различными методами, человек приобретает способность продуктивно осваивать научные достижения, ценности общества. Ведь процессы социального развития реализуются на основе особых принципов и при помощи специфических методов.

Метод — от греческого «méthodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая: 1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики; 2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

В получении новых знаний особое место занимают методы научного исследования. С их помощью определяется путь научного познания и установления истины. По утверждению И.П. Павлова, метод в науке — самая первая, основная вещь, главное — выбор правильного метода. При правильном методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при неверном методе и гениальный человек будет работать впустую12. На важность метода указывали и другие ученые, философы, практики. Ч. Дарвин, например, подчеркивал, что искусство создания нового состоит в методе поиска причин явлений и в обладании таким множеством знаний, какое только возможно в отношении изучаемого предмета.

Технологическая компетентность специалиста социальной работы означает овладение научными и практическими методами смежных наук, так как социальная работа носит во многом междисциплинарный характер, используя достижения социологии, экономики, педагогики, юриспруденции, экологии, истории и других наук.

Профессионализм социального работника зависит от уровня и глубины познания, применения научных методов исследования социальных проблем. Вместе с тем, социальный работник, занятый научным исследованием, пытающийся с помощью научных методов объяснить суть и эффективность своей практики, должен руководствоваться общими принципами научной деятельности, а именно:

— начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей;

— необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников;

— необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;

— обсуждение оказанных услуг или отдельных случаев оказания социальных услуг должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение;

— необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках;

— исследователь должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами.

Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов: 1) целью и характером задач, решаемых в ходе исследования; 2) наличием материально-технической и источниковедческой базы, на основании которой ведется исследование; 3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника.