3. Методика посреднической деятельности
Специалисты социальных служб в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов. Специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь.
Для этого необходима диагностика личностной проблемы. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей социального работника. Это позволяет ему быстро реагировать на проблему, оценивать ее и давать клиенту четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь.
Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.
Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:
1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;
2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;
3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.
Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.
1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом.
2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.
3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.
4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.
5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.
Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.
Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана.
— Для этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита.
— Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник должен держать ситуацию под контролем.
Перечисленным, естественно, не исчерпываются приемы, которые помогают решать проблемы, с которыми клиент может столкнуться в учреждении. Однако контроль со стороны социального работника очень важен для психологической поддержки клиента. Это помогает ему обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствует разрядке возможной конфликтной ситуации. Таковы некоторые технологические приемы посреднической деятельности социального работника.
- Введение
- ГлаваI предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины
- 1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
- 2. Задачи учебного курса «Технология социальной работы»
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваIi технологический процесс в социальной работе
- 1. Сущность и структура технологического процесса
- 2. Содержание технологического процесса
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваIii типология социальных технологий
- 1. Многообразие социальных технологий
- 2. Классификация социальных технологий
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваIv целеполагание и его место в технологии социальной работы
- 1. Технология выработки цели социальной работы
- 2. Принципы целеполагания
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваV социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения
- 1. Сущность и характеристика социальной диагностики
- 2. Социально-диагностические методы в социальной работе
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваVi адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования
- 1. Сущность и содержание социальной адаптации
- 2. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваVii социальная терапия и методика ее осуществления
- 1. Сущность и содержание социальной терапии
- 2. Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваViii методы в социальной работе и их классификация
- 1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы
- 2. Классификация социальных методов
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваIx организационно-распорядительные методы в социальной работе
- 1. Сущность управления в социальной работе
- 2. Характеристика основных методов управления
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваX психологические методы в социальной работе
- 1. Сущность и значение психологии в социальной практике
- 2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXi педагогические методы в социальной работе
- 1. Роль педагогики в развитии общества
- 2. Система педагогических методов в практике социальной работы
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXii технология консультирования и посредничества
- 1. Консультирование как метод социальной помощи
- 2. Процесс консультирования
- 3. Методика посреднической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXiii технология работы с пожилыми людьми
- 1. Проблемы пожилых людей
- 2. Формы и методы работы с пожилыми людьми
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXiv организация и технология социальной работы с лицами без определенного места жительства
- 1. Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности
- 2. Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXv особенности технологии социальной работы с мигрантами
- 1. Миграция как социальное явление
- 2. Технологии социальной работы с мигрантами
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXvi социально-экономические методы социальной работы
- 1. Сущность и содержание экономических методов в социальной практике
- 2. Основные методы социальной защиты при переходе к рыночным отношениям
- Вопросы для обсуждения
- ГлаваXvii содержание и организация социально-профилактических мероприятий с различными группами населения
- 1. Сущность и содержание социальной профилактики
- 2. Основные профилактические методы, применяемые в практике социальной работы
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Содержание
- 117571, Москва, проспект Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3. Социальная работа
- Заказать и приобрести книги Вы можете по адресу:
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,