2. Содержание технологического процесса
Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном скорректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.
Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.
Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.
Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.
Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.
Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизируют деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений творческий, новационный характер.
Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий.
Социальное противоречие — это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности. Характер проявления социальных противоречий зависит от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности.
При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.
1. Стадия тождества. Она характеризуется возможностью возникновения противоречия из-за наличия пусть даже несущественных различий.
2. Стадия существенных различий. Она характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением.
3. Стадия противоположностей. Эта стадия характеризуется поляризацией антагонизма в отношениях, перерастанием существенных различий во взаимоотрицающие противоположности.
4. Стадия конфликта. На этой стадии взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и достигают степени открытого противоборства.
Понятно, что любая личность в процессе жизнедеятельности вступает в супружеские и семейные отношения, во взаимоотношения с родителями, родственниками, с детьми, друзьями и товарищами, с коллективом и различными объединениями, общественными организациями, и наконец, обществом в целом. В процессе этих взаимоотношений в силу объективно имеющихся личностных различий в потребностях, интересах, степени их реализации могут возникать проблемы. Личностная проблема — это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание.
Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы. Разрешение личностных проблем — дело не только сложное, но и деликатное, непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение своевременно вносить коррективы в технологический процесс — важнейший показатель профессионализма специалиста срциальной работы.
С технологических позиций, в социальной работе при решении личностных проблем следует придерживаться следующих принципов:
— системный подход при анализе и решении личностных проблем;
— соответствие инструментария конкретно решаемым проблемам;
— опора на физические и духовные ресурсы клиента;
— контроль действенности применяемого инструментария;
— коррекция содержания, форм и методов в процессе работы.
В совокупности эти принципы обеспечивают эффективность решения социальных проблем, однако их реализация требует постоянной проверки действенности избранных средств воздействия на клиентов. Вместе с тем технологическая последовательность решения проблем не только полезна, но и необходима. И чем жестче ей следуют на практике, тем явственнее проявляется ее благотворная значимость.
Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:
1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы. При этом критерии оценки успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
2. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.
В целевой установке находит выражение замысел и намерения организаторов социальной работы с учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.
3. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.
4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.
5. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем.
Таковы основные этапы технологического процесса социальной работы.
Как и любой вид деятельности, технологический процесс социальной работы требует постоянного совершенствования. Пути совершенствования технологического процесса в социальной работе, во-первых, лежат в плоскости разработки новых методик выполнения операций на всех этапах технологического процесса; во-вторых, касаются совершенствования способов использования всех компонентов инструментария социальной работы; в-третьих, состоят в обеспечении правильного сочетания общих методов социальной работы со спецификой конкретных условий жизнедеятельности клиентуры социальных служб; в-четвертых, заключаются в умении постоянно учитывать социально-психологические факторы при выборе методов воздействия на объекты социального воздействия и умении органично использовать достижения социальных наук для выработки новых технологий.
- Введение
- ГлаваI предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины
- 1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
- 2. Задачи учебного курса «Технология социальной работы»
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваIi технологический процесс в социальной работе
- 1. Сущность и структура технологического процесса
- 2. Содержание технологического процесса
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваIii типология социальных технологий
- 1. Многообразие социальных технологий
- 2. Классификация социальных технологий
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваIv целеполагание и его место в технологии социальной работы
- 1. Технология выработки цели социальной работы
- 2. Принципы целеполагания
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваV социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения
- 1. Сущность и характеристика социальной диагностики
- 2. Социально-диагностические методы в социальной работе
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваVi адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования
- 1. Сущность и содержание социальной адаптации
- 2. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваVii социальная терапия и методика ее осуществления
- 1. Сущность и содержание социальной терапии
- 2. Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваViii методы в социальной работе и их классификация
- 1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы
- 2. Классификация социальных методов
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваIx организационно-распорядительные методы в социальной работе
- 1. Сущность управления в социальной работе
- 2. Характеристика основных методов управления
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваX психологические методы в социальной работе
- 1. Сущность и значение психологии в социальной практике
- 2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXi педагогические методы в социальной работе
- 1. Роль педагогики в развитии общества
- 2. Система педагогических методов в практике социальной работы
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXii технология консультирования и посредничества
- 1. Консультирование как метод социальной помощи
- 2. Процесс консультирования
- 3. Методика посреднической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXiii технология работы с пожилыми людьми
- 1. Проблемы пожилых людей
- 2. Формы и методы работы с пожилыми людьми
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXiv организация и технология социальной работы с лицами без определенного места жительства
- 1. Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности
- 2. Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXv особенности технологии социальной работы с мигрантами
- 1. Миграция как социальное явление
- 2. Технологии социальной работы с мигрантами
- Вопросы для самоконтроля
- ГлаваXvi социально-экономические методы социальной работы
- 1. Сущность и содержание экономических методов в социальной практике
- 2. Основные методы социальной защиты при переходе к рыночным отношениям
- Вопросы для обсуждения
- ГлаваXvii содержание и организация социально-профилактических мероприятий с различными группами населения
- 1. Сущность и содержание социальной профилактики
- 2. Основные профилактические методы, применяемые в практике социальной работы
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Содержание
- 117571, Москва, проспект Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3. Социальная работа
- Заказать и приобрести книги Вы можете по адресу:
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,