3.Структура культуры, ее основные компоненты. Морфология культуры.
Структура культуры содержит три основных компонента.
Доминирующая культура — это культура, распространяющаяся на всех членов данного общества. Доминирующая культура обладает одним важным свойством: она имеет тенденцию привести поведение членов данного общества к некоторому среднему состоянию. Эта культура стремится к усредненности, некоторому общему уровню, вырабатывает общие правила поведения и общие системы ценностей.
Субкультура — это культура какой-либо социальной или демографической группы, отличная от доминирующей, но не противоречащая ей в отношении основных социальных норм и ценностей. Каждое общество обладает большим количеством субкультур, которые первоначально возникают на основе социальных структур общества. Большое количество субкультур говорит о разнообразной, сложной и богатой общей культуре данного общества.
В обществе могут возникать также контркультуры, то есть такие культуры, которые отличаются от доминирующей культуры и противоречат ей. В связи с этим, доминирующая культура находится в постоянной оппозиции к контркультурам, наблюдается устойчивое стремление подавить проявления контркультур или снизить их влияние. Выделение контркультур бывает достаточно сложным, так как контркультурные черты могут накапливаться в некоторых субкультурах.Морфология культуры - это раздел культурологии, посвященный структурному анализу культуры как социального феномена, изучению закономерностей построения и процессов формообразования культурных явлений. Для этого используются три основных метода познания: структурно-функциональный, семантический и генетический. Предметом её исследования выступает изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества.
Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования: генетический, что рассматривает возникновение и становление культурных форм; микродинамичний, исследующий динамику культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственное трансляции культурной информации);структурно-функциональный, изучающий принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с потребностями, интересов и запросов членов общества, а также технологический, предметом которого является распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.
- 1.Предмет культурологии. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.
- 2.Понятие «культура». Его формирование и философское осмысление.
- 3.Структура культуры, ее основные компоненты. Морфология культуры.
- 4.Функции культуры. Типология культуры.
- 5.Материальная и духовная культура: проблема взаимодействия и взаимосвязи.
- 6.Понятие культурогенеза. Основные концепции происхождения культуры.
- 7.Зарождение культурологической мысли в интеллектуальной традиции Античности и Средневековья.
- 8.Проблемы культуры в Новое время (картезианство, Просвещение, немецкая классическая философия). Классическая модель культуры
- 9.Проблема культуры в теории локальных цивилизаций.
- 10.Проблема культуры в трудах мыслителей школы «философии жизни».
- 11.Культурная антропология. Структурный функционализм в культурной антропологии.
- 12.Психоаналитическая концепция культуры.
- 13.Игровая концепция культуры.
- 14.Теория «Осевого времени» к. Ясперса.
- 15.К. Маркс о культуре.
- 16.Взаимоотношение религии и культуры в истории человечества. Сущность и основные функции религии.
- 18. Христианство и культура.
- 19. Ислам и культура.
- 20.Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 21.Восточная и западная цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.
- 22.Культурные объекты. Понятие артефакта.
- 23.Кровнородственный тип культуры.
- 24.Этнический и национальный типы культуры.
- 25.Конфессиональный тип культуры.
- 26.Профессиональный и социально-сословный типы культуры.
- 27.Проблема глобализации и сущность массовой культуры.
- 28.Социализация и инкультурация личности.
- 29.Культурная политика. Культурные институты.
- 30.Система образования в контексте инкультурации личности.
- 31.Формы духовного постижения мира: мифология, религия.
- 32.Формы духовного постижения мира: искусство, наука.
- 33.Культурные нормы, обычаи и традиции. Культурная компетентность.
- 34.Личность и культура. Культурная картина мира.
- 35.Образ жизни. Проблема ментальности.
- 37.Культурные явления и культурная динамика. Продуктивные и репродуктивные процессы в культурном творчестве.
- 38.Духовная и материальная культура Допетровской России.
- 39.Духовная и материальная культура России в 18-19 вв.