2 Рыночные отношения в современной экономике.
Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами. В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из: а) рынка потребительских товаров; б) рынка средств производства; в) рынка рабочей силы; г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений; д) рынка иностранных валют и ценных бумаг; е) рынка научно-технических разработок; ж) рынка информации. Основными признаками свободного рынка являются следующие: 1) неограниченное число его участников; 2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг; з) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.); 4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг; 5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями. Подобного свободного рынка в действительности не существует — это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены: а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар; б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар. Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров. Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).
- Ответы по обществознанию
- 1 Понятие общества. Сферы общественной жизни.
- 2 Рыночные отношения в современной экономике.
- 3 Человек, индивид, личность.
- 4 Человеческая деятельность, ее многообразие.
- 5 Россия на пути к рыночной экономике.
- 6 Деятельность и общение.
- 7 Государство и экономика.
- 8 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- 9 Человек в системе рыночных отношений.
- 10 Познание. Истина и ее критерии.
- 11 Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
- 12 Научное познание. Значение научной теории.
- 13 Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
- 14 Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
- 15 Социальный статус личности, социальные роли личности.
- 16 Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.
- 17 Государство, его признаки.
- 18 Духовное производство и духовное потребление.
- 19 Политическая система общества, ее структура.
- 20 Трудовая деятельность человека.
- 21 Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации.
- 22 Свобода в деятельности человека.
- 23 Правовое государство.
- 24 Исторический процесс и его участники.
- 25 Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
- 26 Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
- 27 Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
- 28 Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
- 29 Политический статус личности.
- 30 Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
- 31 Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм.
- 32 Цивилизации и формации.
- 33 Образование и его роль в развитии общества.
- 34 Традиционное и индустриальное общество.
- 35 Наука и общество
- 36 Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- 37 Духовный мир личности. Мировоззрение.
- 38 Общество и научно-технический прогресс.
- 39 Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- 40 Целостность современного мира, их противоречия.
- 41 Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.