14 Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что: — во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание; — во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы; — в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания. В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности. Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства.
- Ответы по обществознанию
- 1 Понятие общества. Сферы общественной жизни.
- 2 Рыночные отношения в современной экономике.
- 3 Человек, индивид, личность.
- 4 Человеческая деятельность, ее многообразие.
- 5 Россия на пути к рыночной экономике.
- 6 Деятельность и общение.
- 7 Государство и экономика.
- 8 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- 9 Человек в системе рыночных отношений.
- 10 Познание. Истина и ее критерии.
- 11 Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
- 12 Научное познание. Значение научной теории.
- 13 Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
- 14 Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
- 15 Социальный статус личности, социальные роли личности.
- 16 Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.
- 17 Государство, его признаки.
- 18 Духовное производство и духовное потребление.
- 19 Политическая система общества, ее структура.
- 20 Трудовая деятельность человека.
- 21 Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации.
- 22 Свобода в деятельности человека.
- 23 Правовое государство.
- 24 Исторический процесс и его участники.
- 25 Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
- 26 Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
- 27 Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
- 28 Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
- 29 Политический статус личности.
- 30 Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
- 31 Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм.
- 32 Цивилизации и формации.
- 33 Образование и его роль в развитии общества.
- 34 Традиционное и индустриальное общество.
- 35 Наука и общество
- 36 Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- 37 Духовный мир личности. Мировоззрение.
- 38 Общество и научно-технический прогресс.
- 39 Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- 40 Целостность современного мира, их противоречия.
- 41 Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.