34 Традиционное и индустриальное общество.
Традиционное общество 1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков 2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития 3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею 4. Основа экономической системы — общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности 5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы 6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует 7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней 8. Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений Индустриальное общество 1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов 2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев 3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее 4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое 5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны 6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество 7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности 8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям Как взаимодействуют общества этих двух типов в современном мире? Можно ли говорить о превосходстве одного из них? Исторические корни этих вопросов уходят в эпоху колониальной экспансии европейских стран и создания могучих колониальных империй (XVII— XX вв.). Колонизация большинства восточных государств, проникновение в них иностранного капитала, культурных образцов, моделей поведения деформировали традиционные структуры, но, как показывают исследования, не только не уничтожили их, но в какой-то мере усилили. Последовавшая после Второй мировой войны деколонизация принесла политическое освобождение странам Востока, но не ослабила западного влияния. О его роли и возможных результатах в современной науке высказываются разные точки зрения. Приведем три из них: 1) западное влияние на страны Востока с неизбежностью включает их в общемировой процесс модернизации, обеспечивает переход от традиционного общества к современному («западному»), стирает в конечном счете различия между Востоком и Западом; 2) западное влияние на страны Востока порождает серьезные и острые конфликты, оно привносит некоторые элементы «западной модели», но оказывается бессильным против традиций, ценностей, своеобразия восточных социальных структур; 3) Восток реагирует на вызовы современного мира по-разному. Можно выделить три группы стран с точки зрения перспектив их развития: а) Япония и часть стран Дальнего Востока уверенно сближаются с развитыми государствами западного мира, утрачивая собственно «восточную» специфику; б) Индия, страны Юго-Восточной Азии, Турция, Пакистан, Египет и др. переживают своеобразные процессы: с одной стороны, сложились свойственные индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой — значительная часть населения никак не связана с ними и живет в традиционном мире сохраняющих силу обычаев и стереотипов; в) большинство африканских стран, часть азиатских государств (Бангладеш, Бирма, Камбоджа и др.) реагирует на западное влияние нарастанием кризисных тенденций. Углубляется экономическое отставание, нарастает политическая нестабильность, усиливается нищета населения. Что касается вопроса о превосходстве того или иного цивилизационного типа, то ответ, по-видимому, должен состоять в том, что разговор о Западе и Востоке, переведенный в такую плоскость, малопродуктивен. Сегодня очевидна несостоятельность тех социологических концепций, которые исходят из безусловного превосходства Запада над Востоком. Конечно, «традиционное общество» существенно ограничивает научно-технический прогресс, обладает выраженной тенденцией к застою, не рассматривает в качестве важнейшей ценности автономное развитие свободной личности. Но и западная цивилизация, добившись впечатляющих успехов, сталкивается в настоящее время с рядом сложнейших проблем: представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались несостоятельны; баланс природы и общества нарушен; темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой. Многие ученые обращают внимание на достоинства традиционного мышления с его акцентом на приспособление к природе, восприятием человеческой личности как части природного и социального целого.
- Ответы по обществознанию
- 1 Понятие общества. Сферы общественной жизни.
- 2 Рыночные отношения в современной экономике.
- 3 Человек, индивид, личность.
- 4 Человеческая деятельность, ее многообразие.
- 5 Россия на пути к рыночной экономике.
- 6 Деятельность и общение.
- 7 Государство и экономика.
- 8 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- 9 Человек в системе рыночных отношений.
- 10 Познание. Истина и ее критерии.
- 11 Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
- 12 Научное познание. Значение научной теории.
- 13 Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
- 14 Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
- 15 Социальный статус личности, социальные роли личности.
- 16 Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.
- 17 Государство, его признаки.
- 18 Духовное производство и духовное потребление.
- 19 Политическая система общества, ее структура.
- 20 Трудовая деятельность человека.
- 21 Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации.
- 22 Свобода в деятельности человека.
- 23 Правовое государство.
- 24 Исторический процесс и его участники.
- 25 Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
- 26 Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
- 27 Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
- 28 Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
- 29 Политический статус личности.
- 30 Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
- 31 Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм.
- 32 Цивилизации и формации.
- 33 Образование и его роль в развитии общества.
- 34 Традиционное и индустриальное общество.
- 35 Наука и общество
- 36 Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- 37 Духовный мир личности. Мировоззрение.
- 38 Общество и научно-технический прогресс.
- 39 Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- 40 Целостность современного мира, их противоречия.
- 41 Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.