22. Девиантное поведение.
Девиантное поведение – любые отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение норм.
Конформное поведение (конформность) – 1. Тип социального поведения индивида, характеризующийся следованием социально принятым поведенческим моделям и нормам, соответствием социальным ожиданиям. Противоположность девиантного поведения. 2. По Р. К. Мертону - полное принятие индивидом общепринятых культурных ценностей и жизненных целей, а также институционально одобряемых средств их достижения. Не путать с конформизмом и конформистским поведением.
Аномия – это состояние общества, при котором социальные нормы более не определяют поведение индивида. При этом наступает разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм).
Дюркгеймова концепция аномии была расширена Р.К.Мертоном (Merton, 1957) до масштаба общей теории девиантного поведения. Мертон выделяет определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения. Общества отличаются друг от друга степенью, в которой подчеркиваются цели или средства. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее — средствам, толкают индивидов к использованию технически наиболее эффективных средств достижения цели, даже если они являются незаконными. Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты, в которых большое значение придается богатству и личному успеху, а реальные возможности для социальной мобильности экономически ограничены. Преступность в определенных социальных группах может быть нормальным явлением, поскольку наряду с повсеместным подчеркиванием значения материального успеха (особенно богатства) доступ к законным средствам достижения такого рода целей ограничивается классовой структурой, что ведет к использованию и незаконных средств.
23. Понятие, функции, основные элементы культуры.
- 1.Объект и предмет социологии.
- 2. Структура социологического знания. Функции социологии.
- 3. Позитивистское направление в социологии (классический тип научности).
- 4. «Понимающая социология » г. Зиммеля и м. Вебера.
- 5. К. Маркс, ф. Энгельс: основные принципы материалистического учения об обществе.
- 6. Социально-экономические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Основные этапы её становления и развития.
- 7. Социологические исследования: общая характеристика.
- 8. Программа социологического исследования.
- 9. Анализ документов.
- 10. Социальные системы.
- 11. Социальная дифференциация. Теории социальной стратификации.
- 12. Социальная мобильность.
- 13. Средний класс.
- 14. Бедность. Маргинальность.
- 15. Социальные институты.
- 16. Социальные изменения.
- 17. Основные теории социальных изменений.
- 18. Типологии обществ
- 19. Социальный контроль
- 20. Понятие личности. Социализация
- 22. Девиантное поведение.
- 24. Понятие и признаки организаций. Виды организаций.
- 28. Социальные общности и группы
- 31. Экономическая социология: предмет, структура. Экономическое действие.
- 32. Предмет социологии образования. Образование и обучение. Образование как социальный институт.
- 33. Социология сми. Сми как социальный институт.
- 37. Семья как малая группа и как социальный институт. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, структура семьи.
- 38. Современная семья. Развод. Социальные проблемы семьи и семейной политики. Социокультурный аспект истории казахской женщины.