22.Культурные объекты. Понятие артефакта.
Прогуливаясь по тихим и таинственным коридорам музеев, мы погружаемся в загадочный мир истории и культуры прошлых времён. Знаменитый Фестский терракотовый диск – удивительная находка древнейшей письменности… Какой культуре она принадлежит? Маленький обрывок бумаги, исписанный незамысловатым почерком – записка Николая II в последние дни своей жизни… Кому он её написал, о чём попросил? Вся история, которую мы не помним, о которой забыли и хотели бы знать – сокрыта в этих артефактах. Артефакт представляет собой некий древний предмет, созданный искусственно и несущий в себе глубокий смыл и отражение культуры одной из прошлых эпох. Археологи, историки, деятели культуры безмерно ценят и бережно хранят все найденные когда-либо артефакты. Каждый из них отражает событие, факт истории либо особенности жизни того или иного народа. Всё это позволяет нам изучить, понять и проследить уникальную историю человечества от самого возникновения и по сей день.
Понятие артефакт существует практически во всех областях человеческой деятельности и несёт в себе определённую, отличную от остальных, смысловую нагрузку. К примеру, вот несколько иных определений:
артефакт – это результат любого эксперимента, причиной которого стали какие-либо дефекты методологии, субъективное влияние либо сами средства для проведения эксперимента;
артефакт – это не ожидаемая и нежелательная особенность полученного изображения в компьютерной графике (искажение цветов, ломаные линии и т.п.);
артефакт – это случайно созданные элементы, присутствующие на документе и делающие его особенным, отличным от других (посторонние шумы аудиозаписи, пятна на бумаге и т.п.).
Иными словами, понятие артефакта в разрезе культуры и археологии является ключевым. И такие свойства, как уникальность и глубина успешно проникли во все сферы.
Поскольку артефакт создается в условиях или при обстоятельствах, практически никогда не тождественных тем, при которых порождалась исходная форма, то и всякий артефакт никогда не бывает абсолютно аналогичен воплощаемой им культурной форме, а воспроизводит ее более или менее вариативно настолько, насколько условия его реализации отличаются от условий генезиса этой формы. Это тем более очевидно,когда речь идет не о материальном воспроизводстве, а об описании и интерпретативной оценке подобной формы. При этом артефакты обрядов, ритуалов и иных церемониальных, этикетных и прочих высоконормативных и процедурных форм поведения, как правило, преследуют цель максимально точного репродуцирования своего нормативного образца, что реализуется с известной мерой условности. Тем не менее, корпус артефактов в культурах архаического и традиционного типа в целом отличается сравнительно меньшей вариативностью по отношению к ис-ходным формам, нежели в культурах индустриального и постиндустриального типа. Воплощение культурной формы в артефактах может продолжаться на протяжении длительного времени (столетиями в доиндустриальную эпоху и даже тысячелетиями в архаическую), и со временем новые артефакты все сильнее отличаются своими чертами и символикой от исходной формы. Классический пример: трансформация смыслового содержания всякого слова за века его употребления
- 1.Предмет культурологии. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.
- 2.Понятие «культура». Его формирование и философское осмысление.
- 3.Структура культуры, ее основные компоненты. Морфология культуры.
- 4.Функции культуры. Типология культуры.
- 5.Материальная и духовная культура: проблема взаимодействия и взаимосвязи.
- 6.Понятие культурогенеза. Основные концепции происхождения культуры.
- 7.Зарождение культурологической мысли в интеллектуальной традиции Античности и Средневековья.
- 8.Проблемы культуры в Новое время (картезианство, Просвещение, немецкая классическая философия). Классическая модель культуры
- 9.Проблема культуры в теории локальных цивилизаций.
- 10.Проблема культуры в трудах мыслителей школы «философии жизни».
- 11.Культурная антропология. Структурный функционализм в культурной антропологии.
- 12.Психоаналитическая концепция культуры.
- 13.Игровая концепция культуры.
- 14.Теория «Осевого времени» к. Ясперса.
- 15.К. Маркс о культуре.
- 16.Взаимоотношение религии и культуры в истории человечества. Сущность и основные функции религии.
- 18. Христианство и культура.
- 19. Ислам и культура.
- 20.Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 21.Восточная и западная цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.
- 22.Культурные объекты. Понятие артефакта.
- 23.Кровнородственный тип культуры.
- 24.Этнический и национальный типы культуры.
- 25.Конфессиональный тип культуры.
- 26.Профессиональный и социально-сословный типы культуры.
- 27.Проблема глобализации и сущность массовой культуры.
- 28.Социализация и инкультурация личности.
- 29.Культурная политика. Культурные институты.
- 30.Система образования в контексте инкультурации личности.
- 31.Формы духовного постижения мира: мифология, религия.
- 32.Формы духовного постижения мира: искусство, наука.
- 33.Культурные нормы, обычаи и традиции. Культурная компетентность.
- 34.Личность и культура. Культурная картина мира.
- 35.Образ жизни. Проблема ментальности.
- 37.Культурные явления и культурная динамика. Продуктивные и репродуктивные процессы в культурном творчестве.
- 38.Духовная и материальная культура Допетровской России.
- 39.Духовная и материальная культура России в 18-19 вв.