logo search
Социология

37. Семья как малая группа и как социальный институт. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, структура семьи.

Понятие семьи: специфическое образование; малая социальная группа  и социальный институт  одновременно. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений. Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла свое наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г.Моргана. Американский этнограф считал, что семья в своем развитии прошла следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей тенденцией, характеризующей развитие семьи, является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи. Промискуитет – такая форма совместной жизни, характерная для низшей ступени дикости, при которой отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, т.е. существовали неограниченные, не регулировавшиеся никакими нормами, половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали возможность промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Согласно Моргану весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной. Кровнородственная семья – такая форма группового брака, при которой половое общение разрешено лишь между членами рода или племени, принадлежавшими к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной. В пуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии сменяется экзогамией, т.е. можно сказать, что брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Таким образом, пуналуальная семья представляет собой форму брачных отношений, при которой брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной; это первый шаг к появлению парного брака. Синдиасмическая семья – переходный исторический тип семьи, который появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов. Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Укрепление моногамной семьи происходило в период разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Таким образом, исторически семья развивалась от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи.

Функции института семьи. Социальное предназначение семьи связано с тем, что она поддерживает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений; обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности; а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность; передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе; осуществляет первичный социальный контроль  за поведением своих членов; предопределяет социальное положение  детей. В соответствии с потребностями, которые удовлетворяются в С., выделяют ее функции: репродуктивную, социализации, экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреационную, эмоциональную, коммуникационную, сексуальную, первичного социального контроля и др.