logo search
метрология ответы

Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...

2) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства (федеральные службы по надзору);

3) органы по сертификации (в 2004 г. — 1111 единиц в рамках обязательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредитованные испытательные лаборатории (2437 единиц);

4) субъекты хозяйственной (предпринимательской деятельности);

5) разработчики технических законов и стандартов.

Безопасность — главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.

главные элементы технического регулирования:

— установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам ЖЦП;

— установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ или оказанию услуг;

— правовое регулирование в области оценки соответствия.

Технический регламент (IP) — это документ, который является но-

сителем обязательных требований. По мере принятия технических регламентов на те или иные объекты государственные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов:

1) независимость органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей*;

2) недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации ;

3) недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

4) недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов. В указанных принципах проводится идея обеспечения независимости субъектов технического регулирования;

5) применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

6) единая система и правила аккредитации;

7) единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

8) единство применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

9) соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

10) недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.

7. Понятие о техническом регулировании

Объектами технического регулирования являются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.

В общем виде техническое регулирование — это правовое регулирование отношений в области установления и применения требований(обязательных и рекомендуемых) к указанным техническим объектам и в области оценки соответствия установленным требованиям.

Субъектами технического регулирования являются:

1) органы власти (правительство и министерства РФ);

2) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства (федеральные службы по надзору);

3) органы по сертификации (в 2004 г. — 1111 единиц в рамках обязательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредитованные испытательные лаборатории (2437 единиц);

4) субъекты хозяйственной (предпринимательской деятельности);

5) разработчики техническихзаконов и стандартов.

Безопасность — главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.

Согласно (1) техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В этом громоздком определении, представленном в Законе, просматриваются главные элементы технического регулирования:

— установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам ЖЦП;

26 Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...

— установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ или оказанию услуг;

— правовое регулирование в области оценки соответствия.

Первый элемент реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию и правила метрологии; второй — через стандартизацию; третий — через оценку соответствия (сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккредитацию, испытание, регистрацию).

Под ォпринятием требованийサ понимают их утверждение в установленных (Законом или документом по стандартизации) порядке и юридической форме. Под ォприменением требованийサ понимают их обязательный или добровольный выбор (использование) во всех объектах и случаях, для которых они приняты. Под ォисполнением обязательных требованийサ следует понимать их обязательное соблюдение в соответствующих объектах регулирования.

Технический регламент (IP) — это документ, который является носителем обязательных требований. По мере принятия технических регламентов на те или иные объекты государственные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов:

1) независимость органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей*;

2) недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации ;

3) недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

4) недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов. В указанных принципах проводится идея обеспечения независимости субъектов технического регулирования;

5) применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

6) единая система и правила аккредитации;

7) единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

8) единство применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

9) соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

10) недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.

Шесть из десяти принципов касаются деятельности субъектов технического регулирования — органов по сертификации, аккредитованных сертификационных испытательных лабораторий (которые почему-то не названы в ФЗ о техническом регулировании), органов по аккредитации, органов государственного контроля (надзора).

8. Понятие о технических регламентах

Главная цель технического регулирования — принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования к содержанию технического регламента. ТР должен содержать:

— исчерпывающий перечень продукции и процессов ЖЦП (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации), в отношении которых устанавливаются требования ТР;

— правила идентификации* объекта технического регулирования;

— минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ЖЦП.

В ТР в целях его принятия могут также содержаться: а) правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска; б) предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования; в) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их нанесения.

Содержащиеся в ТР обязательные требования к продукции, процессам ЖЦП, правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам(и правилам их нанесения) являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий ТР.

Перечисленные требования, не включенные в ТР, а регламентированные иными документами, не могут носить обязательный характер.

В ТР с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции и процессам ЖЦП, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

По продукции, по которой (в силу отсутствия исчерпывающих научных данных) не представляется возможным определить степень допустимого риска, ТР может содержать требования, касающиеся приобретателя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

ТР устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

Более подробно содержание ТР рассмотрено в 1.4.

Виды технических регламентов. ФЗ о техническом регулировании предусмотрены два вида ТР: общие технические регламенты (далее — ОТР); специальные технические регламенты (далее — СТР).

Требования ОТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП.

ОТР принимаются по вопросам:

— безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

— пожарной безопасности;

— биологической безопасности;

— электромагнитной безопасности;

— экологической безопасности;

— ядерной и радиационной безопасности.

Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП — процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам ЖЦП, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.

Среди СТР специалисты выделяют регламенты, распространяющиеся на широкие объекты. Они получили название ォмакроотраслевые технические регламентыサ. Примером являются ТР по безопасности низковольтного оборудования (электрооборудования с диапазоном напряжения до 1000 В). Они охватывают 22 группы продукции (электробытовые приборы, аудиовизуальную технику, электрические инструменты и пр ). Данный ТР связывает ОТР по безопасности машин и оборудования и электромагнитной совместимости с узкоспециальными регламентами — ОТР по безопасности взрывозащищенного оборудования, СТР на медицинское оборудование, СТР на радиологическое оборудование, СТР на электрические части лифтов и подъемников и пр.

9. Принципиальные основы принятия решения о необходимости разработки технического регламента

При принятии решения о необходимости разработки ТР руководствуются следующими основополагающими принципами:

1) идентификация проблемы (в том числе ее природы и значимости);

2) рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;

3) изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания ТР как наиболее предпочтительного варианта;

4) изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, на эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики);

5) изучение степени гармонизации с международными и региональными регламентами и стандартами;

6) рассмотрение механизма оценки соответствия;

7) изучение возможности пересмотра и контроля ТР;

8) обеспечение проведения необходимых консультаций;

9) соблюдение правил разработки и принятия ТР.

10. Структура технического регламента: область применения регламента и объекты технич.регулирования (следует установить взаимосвязь разработан.регламента с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью применения данного регламента); основные понятия (рекомендуется использовать стандартные термины и определения); общие положения для размещения на рынке РФ (устанавливается главное требование ФЗ- продукция не может быть реализована на рынке, если она способна оказать вредное воздействие на людей, животных или имущество, при использовании ее по назначению); требования к продукции (необходимо, чтобы разработчик ТР определил минимально необходимые требования безопасности. Способы задания требований: общие требования, качественно определяющие необходимый уровень безопасности; конкретные численные значения показателей.1 способ-наиб.применим); применение стандартов (должны быть описаны условия применения стандартов для случая задания качественных требований к продукции в рамках реализации принципа презумпции соответствия); подтверждение соответствия (должны быть определены объекты подтверждения соответствия требованиям регламента. 2формы подтверждения соответствия- обязательная и добровольная сертификация. С целью информирования покупателей соответствия продукции требованиям ТР- продукция должна маркироваться) ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ! ; гос-й контроль, надзор (составная часть процедур оценки соответствия. Гос-й надзор- форма оценки соответствия исключительно ФЗ исполнит.власти-агенство Ростехрегулирование,Фед.органы по надзору в сфере здравоохранения и соц.развития+в сфере ветеринарии и фитосанитарии. Гос-й контроль-форма оценки соответствия, осущест.гос-ми и негосударст.структурами на рыночных и надрыночных стадиях); назначение Фед.органа исполнительной власти ответственного за реализацию ТР (предполагает указания в самом ТР Федерального закона ответственного за его внедрение); переходные положения (предусматривает сроки, необходимые для того, чтобы производители могли подготовиться к выполнению требований ТР. Должны быть разработаны нац.стандарты, обеспеч.применение вводимого ТР)

11. Порядок разработки ТР: ТР принимается ФЗ в установленном порядке. О разработке ТР должно быть опубликовано уведомление в печатном издании «Вестик тех.регулир». Проект ТР должн быть доступен для ознакомления. Основой для разработки ТР используются международн.и нац.стандарты. Полученные замечания выносятся разработчиком на обсуждение. Внесение проекта в Гос.Думу осущест.при наличии документов указан.в п7ст9ФЗ о ТР. На указанный проект правит-во РФ предоставляет в ГД отзыв,основан.на заключении комиссии. Принятие решения ГД. В исклчит.случаях президент РФ ТР может принять ТРбез обсуждения.

12. Применяется технич.регламент независимо от страны и места производства продукции; вида осущест.процессов ЖЦП; видов и особенностей сделок; физич.и юридич.лиц,являющиеся изготовителями, продавцами, приобретателями. В соответ. со ст27 ФЗ о ТР для информирования потребителя продукции о ее соответствии требованиям ТР используется знак обращения на рынке. ТР принимается ФЗ или постановлением правительства. Вступает в силу не ранее чем через 6 мес. со дня его опубликования.

13. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Органы государственного контроля вправе: