30. Эффективность работ по стандартизации
Применение прогрессивного стандарта как носителя передового опыта не может не дать ощутимого эффекта.
Эффективность стандартизации проявляется в том, что стандарты как документы, имея относительно низкую стоимость, при внедрении позволяют улучшить деятельность, продукцию, услуги, а значит — получить прибыль, которая часто на несколько порядков выше стоимости купленного стандарта.
Об эффективности стандартизации свидетельствуют примеры, показывающие, что игнорирование стандартов оборачивается огромными убытками для компании по ряду причин, например из-за того, что ее продукция не была сертифицирована на соответствие конкретному стандарту; из-за дополнительных затрат компании на переделку продукции, изготовленной не в соответствии с требованиями стандартов в стране экспорта.
Эффективность работ по стандартизации определяется в соответствии с Рекомендациями Госстандарта России*.
Под эффективностью работ понимают соотношение общественного (народнохозяйственного) эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве и затрат, связанных с их применением.
Определение эффективности работ по стандартизации осуществляется в целях: обоснования целесообразности включения конкретных работ по стандартизации (разработка нового стандарта, пересмотр или внесение изменения в действующий стандарт) в планы государственной и межгосударственной стандартизации;
выбора наиболее оптимальных вариантов, включаемых в стандарты требований;
оценки результативности деятельности в области стандартизации.
Эффективность работ по стандартизации выражается в следующих основных ее видах:
1) экономическая;
2) техническая и (или) информационная;
3) социальная.
В качестве показателей экономической эффективности работ используют следующие:
экономия (Э) — величина суммарного уменьшения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги);
затраты (3) — величина суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги);
экономический эффект на единицу продукции (услуги) — величина итогового уменьшения затрат (издержек) при производстве, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации единицы стандартизируемой продукции (услуги), определяемая как разность между экономией (Э) и затратами (3);
экономическая эффективность работ по стандартизации —соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).
Определение экономической эффективности рекомендуется осуществлять при разработке и применении следующих видов стандартов:
1) стандарта на продукцию и услуги, устанавливающего технические требования или технические условия;
2) стандарта на работы (процессы);
3) стандарта на методы контроля.
31. Направления развития национальной системы стандартизации Для эффективного достижения стратегических целей необходимо совершенствование национальной системы стандартизации по следующим направлениям: 1. Развитие законодательных основ стандартизации. 2. Разработка национальных и межгосударственных стандартов в приоритетных отраслях экономики. 3. Развитие стандартизации в рамках Таможенного союза. 4. Развитие стандартизации оборонной и специальной продукции с учетом ее особенностей. 5. Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации. 6. Активизация участия Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации как национального органа по стандартизации, а также и на уровне технических комитетов. 7. Развитие экономических основ стандартизации. 8. Развитие стандартизации инновационной продукции. 9. Информационное обеспечение в области стандартизации. 10. Оптимизация системы подготовки специалистов и экспертов в области стандартизации.
- 6.Техническте законодательство как основа деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
- Федеральный закон "о техническом регулировании" от 27.12.2002 n 184-фз Глава 6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
- 14. Общая характеристика стандартизации. Сущность стандартизации. Этапы работ по стандартизации.
- 16. Краткая история развития стандартизации.
- 17. Цели, принципы, функции и задачи стандартизации. Общая цель. Цели стандартизации. Задачи стандартизации.
- 19. Общая характеристика системы стандартизации в рф и направления ее реформирования. Этапы реформирования: начальные, переходный, заключительный.
- 28. Стандарты, обеспечивающие качество продукции
- 29. Стандартизация услуг
- 30. Эффективность работ по стандартизации