29. Стандартизация услуг
Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономике и жизни общества. Об этом свидетельствуют следующие данные: в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения; доля работающего населения страны, занятого в сфере услуг, превышает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
В 1995 г. вступило в действие Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг (ГАТС), которое ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг.
Объем торговли услугами растет как в сфере оказания услуг населению, так и в сфере производственных услуг — услуг в промышленности, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве.
В терминологическом стандарте ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению» в понятие «услуги» включают материальные услуги (услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания и т.д.) и социально-культурные услуги (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. Гражданский кодекс РФ определяет материальную услугу как работу. Закон РФ «О защите прав потребителей» также четко разделяет термины «услуга» и «работа». В федеральных правилах обслуживания укоренились выражения «выполнение работ» и «оказание услуг».
За рубежом услугу, не связанную с материальной продукцией, называют «чистой». Работы по стандартизации услуг начали проводиться практически в 1992 г. Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ «О защите прав потребителей» и вытекающая из него необходимость создания механизма защиты потребителей от опасных услуг. Одним из главных механизмов, выбранных Госстандартом России, стала обязательная сертификация.
- 6.Техническте законодательство как основа деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 1. Техническое законодательство как основа деятельности...
- Федеральный закон "о техническом регулировании" от 27.12.2002 n 184-фз Глава 6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
- 14. Общая характеристика стандартизации. Сущность стандартизации. Этапы работ по стандартизации.
- 16. Краткая история развития стандартизации.
- 17. Цели, принципы, функции и задачи стандартизации. Общая цель. Цели стандартизации. Задачи стандартизации.
- 19. Общая характеристика системы стандартизации в рф и направления ее реформирования. Этапы реформирования: начальные, переходный, заключительный.
- 28. Стандарты, обеспечивающие качество продукции
- 29. Стандартизация услуг
- 30. Эффективность работ по стандартизации