Исторические принципы массовой малодетности семей.
Причины низкой рождаемости часто видят в "низком уровне жизни", "разрушении семейных ценностей", "бездуховности" и т.п. В качестве позитивного примера иногда приводят мусульманские страны, где "рождаемость растет". В действительности все это неверно.
Как показывают данные статистики, низкий уровень жизни к уменьшению рождаемости не имеет никакого отношения. Как раз наоборот, бедные страны, как правило, имеют более высокую рождаемость по сравнению с богатыми. Точно также внутри одного общества рождаемость среди богатых граждан в большинстве стран ниже, чем среди бедных. Обеспеченность жилищными условиями, как показывает статистика, также не влияет на рождаемость.
Все разговоры о бедности, как причине нежелания рожать детей, имеют чисто психологическую подоплеку. Человеку некомфортно признаться (в т.ч. самому себе), что он не хочет заводить детей из эгоистических побуждений - поэтому в ход идут аргументы о материальном неблагополучии. К примеру, один из православных благотворительных фондов предлагал существенную материальную поддержку бедным семьям, в которых женщина решила сделать аборт (с целью отговорить их от этого шага). Подавляющее большинство женщин отказались.
Причины снижения рождаемости действительно имеют материальную подоплеку, однако дело совсем не в бедности.
"Кризис семьи" также не является причиной снижения рождаемости. Как известно, традиционные виды семейных отношений подверглись наибольшим изменениям в странах Скандинавии, где в настоящее время порядка 50% детей рождается вне брака. Тем не менее, рождаемость в скандинавских странах не ниже среднеевропейского уровня и существенно выше, чем в Японии, в которой семейные отношения подверглись трансформации лишь в слабой степени. К примеру, Исландия - одна из немногих развитых стран, где уровень рождаемости обеспечивает воспроизводство поколений (выше двух детей на женщину), но при этом почти две трети детей рождается вне брака.
С "упадком духовности" - аналогичная ситуация. К примеру, рождаемость в таких "высокодуховных" странах, как Иран и Тунис опустилась ниже уровня простого воспроизводства поколений. В Иране рождаемость сейчас ниже чем в "бездуховной" Америке и такая же, как в "антисемейной". Еще 30 лет назад высокую рождаемость в южных странах Европы связывали с более высокой религиозностью. Теперь же рождаемость в этих странах опустилась ниже среднеевропейского уровня. Аналогично, резкий спад рождаемости идет сейчас в Латинской Америке, Египте, Алжире, Марокко - странах весьма религиозных.
Межрелигиозные различия также не играют определяющей роли. В Индии мусульманская часть населения имеет более высокую рождаемость, чем индуистская, но специальные исследования показали, что мусульманские и индуистские семьи равного социального положения и материальной обеспеченности имеют равную рождаемость (т.е. религиозность сама по себе не заставляет больше рожать, а лишь препятствует социальной адаптации, что приводит к бедности и большей рождаемости). Сохранение высокой рождаемости в Пакистане не есть результат действия религиозных установок, а лишь результат отставания в развитии - свыше половины населения этой страны неграмотно.
Религиозно-культурные факторы способны задержать развитие общества, а значит и отсрочить демографический переход. Расплачиваться за это приходится отставанием от более развитых стран и экономической зависимостью от них. Но если развитие все-таки происходит, то рождаемость падает независимо от религиозных убеждений.
Во всех мусульманских странах, достигших определенного уровня развития, рождаемость резко падает. Например, если в 1965 году в Тунисе на одну женщину приходилось в среднем 7 детей, то в 1995 году их стало 3, а сегодня - 1,75. Похожие процессы идут и в России - в Дагестане рождаемость упала с 5,5 в 1960г. до 2,05 сейчас. Очень высокая рождаемость сохраняется среди коренного населения Саудовской Аравии, но в реальной экономике там работают, в основном, приезжие. Коренные саудовцы сохраняют свой традиционный и "многодетный" образ жизни исключительно за счет нефтяных доходов.
Единственное, от чего зависит уровень рождаемости, - это степень развития страны. Те страны, где большинство населения зарабатывает на жизнь вне сельского хозяйства (причем именно интенсивно работает, а не живет за счет нефти), неизбежно снижают рождаемость. Низкая рождаемость наблюдается во всех странах, где доминирует индустриальный и постиндустриальный тип экономики.
Действительные причины низкой рождаемости
В традиционном аграрном обществе дети рассматривались прежде всего как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл, поскольку люди работали с раннего детства. В условиях натурального хозяйства увеличить суммарный доход семьи можно было, как правило, только одним способом - создавая новых работников путем рождения детей. Именно материальная выгода наличия большого числа детей и была главной причиной высокой рождаемости в традиционном обществе. Плюс к этому, большая семья, как экономическая единица, была более устойчива в периоды голода и прочих бедствий (нередких в традиционном обществе). Кроме того, большое количество детей является гарантией продолжения рода в условиях относительно высокой детской смертности. Урбанизация и труд индустриального типа разрушают этот тип поведения и приводят к снижению рождаемости, причем чем больше поколений прожило в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость.
В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы получить квалификацию, соответствующую современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых. Родители вынуждены тратить свое время и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух "высококачественных" детей, т.к. большое количество детей в семье, как правило, отрицательно сказывается на их образовательном уровне и дальнейшей карьере. Кроме того, длительный период обучения способствует повышению среднего возраста женщины, рожающей первого ребенка (с 16 до 25 лет и старше). В аграрном же обществе дети, работая вместе с родителями, приобретали необходимые трудовые навыки естественным путем.
Практически все страны с высоким образовательным уровнем имеют низкие показатели рождаемости. И наоборот, лидеры по рождаемости имеют неграмотное население (в арабских странах 38% населения старше 15 лет неграмотно, в странах "черной" Африки - 35%).
Система пенсионного обеспечения также способствует снижению рождаемости, т.к. люди перестают быть заинтересованы в наличии большого количества потомков, помогающих в старости.
Важную (но не определяющую) роль сыграло распространение доступных средств контрацепции.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что основные причины снижения рождаемости - экономические. В традиционном аграрном обществе наличие детей было выгодным, в современном индустриальном и постиндустриальном - нет. Безусловно, имеется определенная культурная инерция, "привычка иметь много детей", однако действует она лишь в течение одного поколения.
Культурные факторы могут замедлить развитие страны, сохраняя высокую долю неграмотного деревенского многодетного населения (именно в этом причина многодетности традиционных культур, а не в их якобы "высокой духовности"). Однако если развитие все-таки происходит, то снижение рождаемости становится неизбежным и оно идет даже в тех странах, которые считаются традиционно многодетными, например, в исламских странах и в Латинской Америке.
Эта закономерность называется демографическим переходом. Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 66 в 2002 году. Общая численность населения этих стран достигла 46 % человечества.
- «Естественная рождаемость»: понятие, история, стандарты.
- Историческая, экономическая и политическая демография: в чем специфика их предмета исследования и контрацептивное поведение.
- Брак, брачность, брачное поведение.
- История изучения факторов рождаемости.
- Возраст как демографическая категория.
- Возрастная структура населения. Возрастные группы и контингенты.
- Возрастно-половая пирамида. Методы построения, роль в демографическом анализе.
- Демографическая политика – понятие и различие подходов к определению ее целей.
- Демографическая ситуация в развитых странах мира.
- Демографическая типология семей. Неполнота семейного цикла жизни.
- Демографические коэффициенты: понятие, типология, границы применимости.
- Демографическое понятие смертности: определение, методы измерения.
- Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости по очередности рождений.
- Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населения».
- Демографическое будущее России: рост или убыль населения?
- Демографическое прогнозирование, его цели и задачи.
- Демография и социология.
- Депопуляция – причины и последствия.
- Значение поведенческого подхода при изучении смертности и продолжительности жизни.
- Обратная связь рождаемости с доходом, образованием и социальным статусом.
- Индексы гмер: принципы построения и роль в демографическом анализе.
- Искусственный аборт как средство уменьшающейся потребности в детях.
- Исторические принципы массовой малодетности семей.
- Источники данных о населении и демографических процессах.
- Критика мальтузианства американским фамилистом а. Карлсоном.
- Легализация и запрет искусственного аборта: социальные и демографические последствия.
- Миграция – эмиграция и иммиграция (По учебнику в. М. Медкова).
- Младенческая и детская смертность: понятие, методика расчета, социальное значение.
- Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе.
- История переписей населения в ссср и России.
- 31. Переписи населения: цели, принципы проведения, цели и причины.
- Показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей.
- Половой состав населения. Определение, основные показатели.
- Понятие демографического поведения.
- Понятие репродуктивного поведения.
- Понятие рождаемости: определение, методы измерения.
- Потребность семьи и личности в детях.
- Предмет демографии.
- Прогноз численности населения мира в XXI в. (по книге а. Антонова и с. Сорокина).
- Разводимость: современные тенденции.
- Реальное и условное поколение. Продольный и поперечный анализ.
- Рождаемость и плодовитость.
- Самосохранительное поведение мужчин и женщин.
- Система коэффициентов рождаемости.
- Система коэффициентов смертности.
- Современная демографическая ситуация в России.
- Средняя ожидаемая продолжительность жизни: современные тенденции в России.
- Структуры населения: определение, основные виды.
- Негативные типы самосохранительного поведения.
- Тенденции смертности в Европе и в России.
- Теоретические объяснения сокращения рождаемости в различных научных школах.
- Историческое изменение социокультурных норм детности (объяснить различия схем нормативных систем).
- Типы воспроизводства населения.
- Три типа демографических пирамид.
- Экстраполяционные и нормативные прогнозы населения
- Эпидемиологический переход (по учебнику в. Медкова).