Предмет демографии.
Подлинной целью исследования для любой науки является раскрытие законов (причинно-следственных связей) развития в той области бытия, которая составляет ее предмет. В свою очередь, познание законов развития немыслимо без предварительного установления (выявления) закономерностей, т.е. объективно существующих, повторяющихся, устойчивых связей между явлениями, этого развития. Именно в закономерностях проявляются законы развития (хотя зафиксировать это проявление возможно далеко не всегда и чаще всего не просто. Именно этим и занимается любая наука).
Предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения.
Население в демографии также понимается специфически. Это не любая совокупность людей, но совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Т. е. это достаточно большая численность людей, обладающая богатой структурой, необходимой для непрерывного возобновления этой совокупности. Способность к самовоспроизводству — главное качество, определяющее население именно как демографическую категорию, отличающее его от других совокупностей людей, например, таких, как производственный коллектив, жильцы дома и т. п.
Здесь надо разъяснить одно недоразумение, которое часто встречается в произведениях или публичных выступлениях писателей или ученых, далеких от демографии, в отношении понятия «население». В этих высказываниях население как нечто бездуховное, безличностное противопоставляется такой, якобы более духовной и личностной категории, как народ или общество. Подобное отношение к категории «население» совершенно безосновательно и несправедливо (хотя действительно население в демографии рассматривается иногда в отрыве от его личностных характеристик). Население и народ — это просто разные качественные свойства одного и того же общества, научные абстракции, необходимые в их изучении.
Наиболее спорным, очевидно, может показаться исключение из предмета демографии миграционных процессов. Почти все учебники по демографии, как отечественные, так и зарубежные, содержат разделы о методах исследования миграции населения. Однако это лишь пережиток времен универсальной статистики, пытавшейся охватить все общество целиком. Фактически же включение миграции в предмет демографии всегда было лишь декларативным. На деле всегда существовало зримое «разделение труда» между учеными, изучавшими естественное воспроизводство населения, и теми, кто изучал миграционные процессы. Между миграцией и воспроизводством населения есть существенные качественные различия, обуславливающие соответствующие различия и в методах исследования, и в профессиональной подготовке исследователей. Эти процессы различаются и по характеру воздействующих на них факторов. Так, в миграционных процессах значительно сильнее, чем в воспроизводственных, роль географических факторов. В воспроизводственных же процессах более значительна по сравнению с миграционными процессами роль биологических факторов. Миграция населения — это прежде всего миграция рабочей силы. Поэтому при изучении миграционных процессов очень важны знания в области экономики и социологии труда, которые при изучении воспроизводства населения малоприменимы. В целом же, конечно, между миграционными и воспроизводственными процессами существует взаимодействие. Миграция оказывает влияние на рождаемость, брачность, здоровье и смертность мигрирующих масс людей и в этом качестве изучается в демографии как один из факторов воспроизводства населения. В свою очередь уровень рождаемости, семейный состав населения, уровень здоровья и жизнеспособности населения оказывает влияние на его миграционную подвижность.
Тесно переплетается предмет демографии с другой близкой ей наукой — социальной гигиеной — главным образом при изучении проблем смертности и продолжительности жизни. Многие выдающиеся специалисты-медики были и являются выдающимися учеными и в области проблем демографии (С.А. Новосельский, В.В. Паевский, С.А. Томилин, П.И. Куркин, А.М. Мерков, Е.А. Садвокасова, М.С. Бедный и др.). Тем не менее различие между предметами двух смежных наук — социальной гигиены и демографии — существует, и оно достаточно четко. Демография изучает воспроизводство населения, социальная гигиена — его здоровье. Соответственно различаются и цели изучения смертности. В демографии она изучается как компонент воспроизводства населения, в социальной гигиене — как обратный показатель здоровья населения. Конечно, размежевание предметов наук — не самоцель; естественно, на каких-то участках познания их интересы могут пересекаться, но если при этом происходит взаимообогащение знаниями, то такое пересечение наук можно только приветствовать.
- «Естественная рождаемость»: понятие, история, стандарты.
- Историческая, экономическая и политическая демография: в чем специфика их предмета исследования и контрацептивное поведение.
- Брак, брачность, брачное поведение.
- История изучения факторов рождаемости.
- Возраст как демографическая категория.
- Возрастная структура населения. Возрастные группы и контингенты.
- Возрастно-половая пирамида. Методы построения, роль в демографическом анализе.
- Демографическая политика – понятие и различие подходов к определению ее целей.
- Демографическая ситуация в развитых странах мира.
- Демографическая типология семей. Неполнота семейного цикла жизни.
- Демографические коэффициенты: понятие, типология, границы применимости.
- Демографическое понятие смертности: определение, методы измерения.
- Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости по очередности рождений.
- Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населения».
- Демографическое будущее России: рост или убыль населения?
- Демографическое прогнозирование, его цели и задачи.
- Демография и социология.
- Депопуляция – причины и последствия.
- Значение поведенческого подхода при изучении смертности и продолжительности жизни.
- Обратная связь рождаемости с доходом, образованием и социальным статусом.
- Индексы гмер: принципы построения и роль в демографическом анализе.
- Искусственный аборт как средство уменьшающейся потребности в детях.
- Исторические принципы массовой малодетности семей.
- Источники данных о населении и демографических процессах.
- Критика мальтузианства американским фамилистом а. Карлсоном.
- Легализация и запрет искусственного аборта: социальные и демографические последствия.
- Миграция – эмиграция и иммиграция (По учебнику в. М. Медкова).
- Младенческая и детская смертность: понятие, методика расчета, социальное значение.
- Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе.
- История переписей населения в ссср и России.
- 31. Переписи населения: цели, принципы проведения, цели и причины.
- Показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей.
- Половой состав населения. Определение, основные показатели.
- Понятие демографического поведения.
- Понятие репродуктивного поведения.
- Понятие рождаемости: определение, методы измерения.
- Потребность семьи и личности в детях.
- Предмет демографии.
- Прогноз численности населения мира в XXI в. (по книге а. Антонова и с. Сорокина).
- Разводимость: современные тенденции.
- Реальное и условное поколение. Продольный и поперечный анализ.
- Рождаемость и плодовитость.
- Самосохранительное поведение мужчин и женщин.
- Система коэффициентов рождаемости.
- Система коэффициентов смертности.
- Современная демографическая ситуация в России.
- Средняя ожидаемая продолжительность жизни: современные тенденции в России.
- Структуры населения: определение, основные виды.
- Негативные типы самосохранительного поведения.
- Тенденции смертности в Европе и в России.
- Теоретические объяснения сокращения рождаемости в различных научных школах.
- Историческое изменение социокультурных норм детности (объяснить различия схем нормативных систем).
- Типы воспроизводства населения.
- Три типа демографических пирамид.
- Экстраполяционные и нормативные прогнозы населения
- Эпидемиологический переход (по учебнику в. Медкова).