28. Социальные общности и группы
1.
Социальные общности - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство "мы". Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, "класса в себе" в "класс для себя").
Социологи подразделяют общности на два больших класса, которые в советском обществознании всесторонне обосновал Б.А. Грушин:
• номинальные, классификационные группы (социальные категории), искусственно выделенные исследователем, и
• реальные, социальные группы, или собственно общности.
Типология групп:
квазигруппа (массовая общность, агрегат) - аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации.
Референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции.
Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В таких группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида.
Малая группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Минимальный размер - два человека, максимальный - несколько десятков. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 человек
Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К таковым относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей, формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.
Причины дезорганизации социальных общностей.
Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике.
В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой нормативов поведения, стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.
29. Методы и подходы социологии.
30. Социальная структура общества.
- 1.Объект и предмет социологии.
- 2. Структура социологического знания. Функции социологии.
- 3. Позитивистское направление в социологии (классический тип научности).
- 4. «Понимающая социология » г. Зиммеля и м. Вебера.
- 5. К. Маркс, ф. Энгельс: основные принципы материалистического учения об обществе.
- 6. Социально-экономические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Основные этапы её становления и развития.
- 7. Социологические исследования: общая характеристика.
- 8. Программа социологического исследования.
- 9. Анализ документов.
- 10. Социальные системы.
- 11. Социальная дифференциация. Теории социальной стратификации.
- 12. Социальная мобильность.
- 13. Средний класс.
- 14. Бедность. Маргинальность.
- 15. Социальные институты.
- 16. Социальные изменения.
- 17. Основные теории социальных изменений.
- 18. Типологии обществ
- 19. Социальный контроль
- 20. Понятие личности. Социализация
- 22. Девиантное поведение.
- 24. Понятие и признаки организаций. Виды организаций.
- 28. Социальные общности и группы
- 31. Экономическая социология: предмет, структура. Экономическое действие.
- 32. Предмет социологии образования. Образование и обучение. Образование как социальный институт.
- 33. Социология сми. Сми как социальный институт.
- 37. Семья как малая группа и как социальный институт. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, структура семьи.
- 38. Современная семья. Развод. Социальные проблемы семьи и семейной политики. Социокультурный аспект истории казахской женщины.